Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:
  • Music:

:))



"В самый сложный момент обороны Пусаньского плацдарма — 23 июля 1950 года — штаб измотанной боями 8-й ар­мии обратился к флоту с неожиданной просьбой — оказать сухопутным войс­кам непосредственную авиационную поддержку. Адмирал Страбл пообещал представителям армии поднять штурмо­вики сразу по окончании заправки кораб­лей 77-го соединения.

С авианосца доложили о готовности в полночь 24 июля. Через восемь часов «Вэлли Фордж» появился у восточного побережья Кореи, а еще через 15 минут штурмовики Skyraider уже находи­лись над линией фронта. В воздухе, как, впрочем, и на земле, царила абсолют­ная неразбериха. Неразбериха была и в эфире, так что «скайрейдеры» с «корса­рами» кружили прямо над командным пунктом объединенных сил, не имея воз­можности сообщить о своем прибытии.

Летчики попытались установить кон­такт со специальными самолетами це­леуказания, но они занимались наведе­нием F-80 SHOOTING STAR, вызванных аж из Японии. В конце концов, палубни­кам надоело ждать, и они занялись сво­бодной охотой. Все остальные вылеты штурмовиков Skyraider в этот и по­следующий дни проходили по такому же сценарию. За два дня напряженных по­летов они уничтожили несколько грузо­виков, повредили мост и сожгли напал­мом одну деревню.

26 июля погода ухудшилась, и авиа­носец, воспользовавшись паузой, ушел за топливом. Пока «Вэлли Фордж» отсут­ствовал, совместными усилиями пред­ставителей флота и армии были устра­нены проблемы со связью и взаимодей­ствием с пехотой.

Вылеты на поддержку сухопутным войскам продолжались. 1 августа к «Вэл­ли Фордж» присоединился авианосец «Филиппин Си» с 11-й авиагруппой, со­ставленной из двух эскадрилий истреби­телей «Пантера». По данным разведки, Северокорейцы готовили в конце авгус­та новое, решающее наступление.

Американцы, пытаясь спасти положе­ние, подняли в воздух всю наличную авиацию. За день до начала наступления 98 бомбардировщиков В-29 сбросили в район сосредоточения войск противника 850 тонн бомб, но при этом на два гекта­ра площади бомбометания пришлась лишь одна бомба. Как показало начав­шееся наступление корейцев, эффектив­ность этого налета равнялась эффектив­ности стрельбы из пушки по воробьям.

До конца сентября палубные штурмо­вики летали в интересах сухопутных сил, совершив в общей сложности 2481 бое­вой вылет и уничтожив (по американ­ским данным) 13 танков, 35 вагонов, 197 автомашин, 72 орудия и 23 моста.

3 октября 77-е оперативное соедине­ние ушло на базу в Сасэбо для пополне­ния запасов. Тем временем американ­ские войска перешли в контрнаступление, захватили Сеул и остановились на 38 параллели.

29 октября генерал Макартур получил разрешение продолжить продвижение на север. Американские штабисты нача­ли готовить крупную наступательную операцию. Предусматривалось выса­дить большой десант в Вонсане. Север­ная Корея перешла к оборонительным действиям, расставив в прибрежных во­дах минные заграждения против амери­канских кораблей. Использовались раз­личные типы мин, в том числе и плаву­чие. Последние бросали в море на се­веро-восточном побережье, и мины, бла­годаря особенностям морских течений, за две недели обходили весь полуостров в поисках жертвы.

Американцы оказались не способны­ми в короткий срок произвести разминирование. Ввиду сложной обстановки, на­чальник минно-тральных сил капитан 2-го ранга Споффорд решил осуществить раз­минирование фарватера Вонсаньского порта с помощью штурмовиков SKYRAIDER. Это был, пожалуй, первый слу­чай использования авиации для подоб­ных целей. Адмирал Страбл согласился, хотя мало верил в успех операции.

Бомбовый противоминный удар на­значили на 12 сентября. Утром над мо­рем появилась первая ударная волна из 14 «Скайрейдеров» и 8 «корсаров». Штурмовики Skyraider несли по три 450-кг фугасные бомбы с гидростатичес­кими взрывателями, настроенными на глубину 7,5 м. Необходимо было сбро­сить бомбы двумя полосами с интерва­лом 200 м. Ориентиров на гладкой мор­ской поверхности нет, поэтому для их создания перед ударной группой шли два штурмовика AD. Один, управляемый с берега по командам РЛС, передавал другому, летящему чуть ниже, сигналы на сброс дымовых маркеров с необхо­димым интервалом. Идея была хорошая, но ни один из сброшенных маркеров не сработал, так что бомбы пришлось бро­сать наугад. Вторая волна из 17 «Скайрейдеров» справилась с поставленной задачей аналогичным способом.

На следующий день с помощью конт­рольного траления были проверены ре­зультаты противоминного удара. Пройдя по полосе вчерашней бомбардировки, тральщик зацепил левым тралом одну мину, правым — пять, а через некоторое время неподалеку от этой зоны он сам подорвался на мине и раскололся попо­лам. Точку в этой печальной истории поставили батареи северокорейцев с соседнего острова, которые добили то­нущий тральщик.


"Военно-воздушные силы использова­ли «скайрейдеры» гораздо дольше. ВВС начали проявлять интерес к этой уни­кальной машине еще в 1949 году. Но разногласия между двумя военными ве­домствами привели к тому, что AD по­явились у ВВС только в 1962 году. В ап­реле этого года ВВС, испытывая острую нехватку ударных самолетов, провели на авиабазе Эглин во Флориде испыта­ния снятых с вооружения поршневых са­молетов. В них участвовали В-26 INVADER, Т-28 «Тексан» и А-1 SKY-RAIDER. Результаты завершились весь­ма успешно, и ВВС заказали 150 само­летов Skyraider A-1E, специально модифицированных для вьетнамской войны.

Одним из обязательных требований к этим самолетам было наличие двойно­го управления. Оно позволяло американ­цам проводить обучение вьетнамских летчиков и переучивать своих пилотов с реактивных самолетов на поршневые. Поставки модернизированных штурмовиков начались в апреле 1963 года и за­кончились в декабре 1965 года. В фев­рале 1964 года первые 25 самолетов поступили в состав 34-й тактической группы во Вьетнаме. К серийным номе­рам машин добавляли две последние цифры бюджетного года, в котором они заказывались флотом. Например, AD-5 с номером 132649 заказанный моряка­ми в 1952 году, получил номер 52-132649. Группа базировалась на авиабазе Бьен Хо и первое время считалась учебной. После приобретения летчика­ми достаточного опыта они стали со­вершать боевые вылеты. В состав эки­пажа обязательно входили вьетнамцы. Предполагалось, что они должны отве­чать за опознавание цели и принимать решение о ее уничтожении. На деле же вьетнамский летчик в силу своей не­подготовленности не мог оперативно и достоверно оценить ситуацию и в боль­шинстве случаев летал в качестве пас­сажира.

По воспоминаниям американцев, не­которые вьетнамцы просто спали в воз­духе, просыпаясь лишь в критические моменты от больших перегрузок или от резкого изменения оборотов двигателя. Впоследствии их просто перестали брать на борт, а их место резервирова­лось для сбитых американских летчи­ков."
(с)Н. Околелов, А. Чечин «Скайрейдер»: От Кореи до Вьетнама.
Tags: самолетики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments