Listens: Мы летим, ковыляя во мгле..

Categories:

:))



"В самый сложный момент обороны Пусаньского плацдарма — 23 июля 1950 года — штаб измотанной боями 8-й ар­мии обратился к флоту с неожиданной просьбой — оказать сухопутным войс­кам непосредственную авиационную поддержку. Адмирал Страбл пообещал представителям армии поднять штурмо­вики сразу по окончании заправки кораб­лей 77-го соединения.

С авианосца доложили о готовности в полночь 24 июля. Через восемь часов «Вэлли Фордж» появился у восточного побережья Кореи, а еще через 15 минут штурмовики Skyraider уже находи­лись над линией фронта. В воздухе, как, впрочем, и на земле, царила абсолют­ная неразбериха. Неразбериха была и в эфире, так что «скайрейдеры» с «корса­рами» кружили прямо над командным пунктом объединенных сил, не имея воз­можности сообщить о своем прибытии.

Летчики попытались установить кон­такт со специальными самолетами це­леуказания, но они занимались наведе­нием F-80 SHOOTING STAR, вызванных аж из Японии. В конце концов, палубни­кам надоело ждать, и они занялись сво­бодной охотой. Все остальные вылеты штурмовиков Skyraider в этот и по­следующий дни проходили по такому же сценарию. За два дня напряженных по­летов они уничтожили несколько грузо­виков, повредили мост и сожгли напал­мом одну деревню.

26 июля погода ухудшилась, и авиа­носец, воспользовавшись паузой, ушел за топливом. Пока «Вэлли Фордж» отсут­ствовал, совместными усилиями пред­ставителей флота и армии были устра­нены проблемы со связью и взаимодей­ствием с пехотой.

Вылеты на поддержку сухопутным войскам продолжались. 1 августа к «Вэл­ли Фордж» присоединился авианосец «Филиппин Си» с 11-й авиагруппой, со­ставленной из двух эскадрилий истреби­телей «Пантера». По данным разведки, Северокорейцы готовили в конце авгус­та новое, решающее наступление.

Американцы, пытаясь спасти положе­ние, подняли в воздух всю наличную авиацию. За день до начала наступления 98 бомбардировщиков В-29 сбросили в район сосредоточения войск противника 850 тонн бомб, но при этом на два гекта­ра площади бомбометания пришлась лишь одна бомба. Как показало начав­шееся наступление корейцев, эффектив­ность этого налета равнялась эффектив­ности стрельбы из пушки по воробьям.

До конца сентября палубные штурмо­вики летали в интересах сухопутных сил, совершив в общей сложности 2481 бое­вой вылет и уничтожив (по американ­ским данным) 13 танков, 35 вагонов, 197 автомашин, 72 орудия и 23 моста.

3 октября 77-е оперативное соедине­ние ушло на базу в Сасэбо для пополне­ния запасов. Тем временем американ­ские войска перешли в контрнаступление, захватили Сеул и остановились на 38 параллели.

29 октября генерал Макартур получил разрешение продолжить продвижение на север. Американские штабисты нача­ли готовить крупную наступательную операцию. Предусматривалось выса­дить большой десант в Вонсане. Север­ная Корея перешла к оборонительным действиям, расставив в прибрежных во­дах минные заграждения против амери­канских кораблей. Использовались раз­личные типы мин, в том числе и плаву­чие. Последние бросали в море на се­веро-восточном побережье, и мины, бла­годаря особенностям морских течений, за две недели обходили весь полуостров в поисках жертвы.

Американцы оказались не способны­ми в короткий срок произвести разминирование. Ввиду сложной обстановки, на­чальник минно-тральных сил капитан 2-го ранга Споффорд решил осуществить раз­минирование фарватера Вонсаньского порта с помощью штурмовиков SKYRAIDER. Это был, пожалуй, первый слу­чай использования авиации для подоб­ных целей. Адмирал Страбл согласился, хотя мало верил в успех операции.

Бомбовый противоминный удар на­значили на 12 сентября. Утром над мо­рем появилась первая ударная волна из 14 «Скайрейдеров» и 8 «корсаров». Штурмовики Skyraider несли по три 450-кг фугасные бомбы с гидростатичес­кими взрывателями, настроенными на глубину 7,5 м. Необходимо было сбро­сить бомбы двумя полосами с интерва­лом 200 м. Ориентиров на гладкой мор­ской поверхности нет, поэтому для их создания перед ударной группой шли два штурмовика AD. Один, управляемый с берега по командам РЛС, передавал другому, летящему чуть ниже, сигналы на сброс дымовых маркеров с необхо­димым интервалом. Идея была хорошая, но ни один из сброшенных маркеров не сработал, так что бомбы пришлось бро­сать наугад. Вторая волна из 17 «Скайрейдеров» справилась с поставленной задачей аналогичным способом.

На следующий день с помощью конт­рольного траления были проверены ре­зультаты противоминного удара. Пройдя по полосе вчерашней бомбардировки, тральщик зацепил левым тралом одну мину, правым — пять, а через некоторое время неподалеку от этой зоны он сам подорвался на мине и раскололся попо­лам. Точку в этой печальной истории поставили батареи северокорейцев с соседнего острова, которые добили то­нущий тральщик.


"Военно-воздушные силы использова­ли «скайрейдеры» гораздо дольше. ВВС начали проявлять интерес к этой уни­кальной машине еще в 1949 году. Но разногласия между двумя военными ве­домствами привели к тому, что AD по­явились у ВВС только в 1962 году. В ап­реле этого года ВВС, испытывая острую нехватку ударных самолетов, провели на авиабазе Эглин во Флориде испыта­ния снятых с вооружения поршневых са­молетов. В них участвовали В-26 INVADER, Т-28 «Тексан» и А-1 SKY-RAIDER. Результаты завершились весь­ма успешно, и ВВС заказали 150 само­летов Skyraider A-1E, специально модифицированных для вьетнамской войны.

Одним из обязательных требований к этим самолетам было наличие двойно­го управления. Оно позволяло американ­цам проводить обучение вьетнамских летчиков и переучивать своих пилотов с реактивных самолетов на поршневые. Поставки модернизированных штурмовиков начались в апреле 1963 года и за­кончились в декабре 1965 года. В фев­рале 1964 года первые 25 самолетов поступили в состав 34-й тактической группы во Вьетнаме. К серийным номе­рам машин добавляли две последние цифры бюджетного года, в котором они заказывались флотом. Например, AD-5 с номером 132649 заказанный моряка­ми в 1952 году, получил номер 52-132649. Группа базировалась на авиабазе Бьен Хо и первое время считалась учебной. После приобретения летчика­ми достаточного опыта они стали со­вершать боевые вылеты. В состав эки­пажа обязательно входили вьетнамцы. Предполагалось, что они должны отве­чать за опознавание цели и принимать решение о ее уничтожении. На деле же вьетнамский летчик в силу своей не­подготовленности не мог оперативно и достоверно оценить ситуацию и в боль­шинстве случаев летал в качестве пас­сажира.

По воспоминаниям американцев, не­которые вьетнамцы просто спали в воз­духе, просыпаясь лишь в критические моменты от больших перегрузок или от резкого изменения оборотов двигателя. Впоследствии их просто перестали брать на борт, а их место резервирова­лось для сбитых американских летчи­ков."
(с)Н. Околелов, А. Чечин «Скайрейдер»: От Кореи до Вьетнама.