Итак, вашему вниманию при- пре- про- короче: «ДЕСЯТЬ ИСКУШЕНИЙ ЮНОГО ПУБЛИКАНТА» . мысли вслух... пока про первые пять.
1. искушение первое: БЕСКОНЕЧНОСТЬ
«Адвокат (слегка перепутав роль): Пять-шесть - нереально. Даже три малореально.
Адвокат дьявола: Извините! А Желязны и Асприн?!
Адвокат: Все пять книг Желязны об Амбере помещаются в один не очень толстый том. Да и первые пять реально хороших книг Асприна про "М.И.Ф." тоже того... невелики.
Адвокат дьявола: Хорошо. То есть, не очень-то хорошо, но продолжим...»
Комментарий: Прием, скажем откровенно,
2. искушению второму: ДОБРОНРАВИЕ.
«Потому что ты, родной, не почесался доказать издателю свою правоту, отстоять свой взгляд на то, КАК надо рисовать обложку к ТВОЕЙ книге.»
Совет, наверное, в чем-то и хорош, если отрешиться от факта, что адресован он ЮНОМУ ПУБЛИКАНТУ.
Интересно, приходя к зубному врачу, авторы совета тоже начинают объяснять ему, как должна в итоге выглядеть пломба? Спорят, добиваясь уважения? Или же, безропотно раскрыв рот, доверяются профессионалу?
Хорошо, конечно, если новичок лучше сразу, еще не издав первую книгу, уже знает об обложках и т.д. больше, чем люди, проработавшие (и добившиеся результатов) в этой области не первый год. Но, положа руку на сердце – часто ли случается подобное чудо?
Издатели вот говорят – редко.
3. к третьему искушению. ЖИВОСТЬ ХАРАКТЕРА
«Но однажды деньги может начать получать уже "мертвый" автор.»
Позволю себе процитировать один из отзывов на себя, любимого. «Очень радует, что автор, как и Анисимов в "Варианте Бис", воспользовался помощью клуба - то есть форумов VIF2NE и "Альтернативная История". Практика показывает, что консультанты очень помогают в создании достоверного мира. Серьезные американские авторы обычно приводят список благодарностей фамилий на 20-30; у нас до последнего времени благодарили собственный указательный палец.»
Правда, авторы статьи уточняют – они не против консультантов. Они против: «править текст стилистически? Вносить изменения, подсказанные рядом не всегда компетентных людей, превращая зачастую текст в винегрет».
Я, признаюсь, вообще плохо представляю, что такое «править текст стилистически». Стиль, по-моему, у автора всегда свой, либо его нет вовсе. И если по совету кого-то он меняется, то этот кто-то уже не бета-тестер, а, извините, соавтор. Это раз.
А вот грустный вопрос – сколько юных публикантов сей пункт статьи напугает до судорог, отвратив от использования КОНСУЛЬТАНТОВ? – это, увы, два.
Или представьте себя на месте "компетентного человека" (скажем, ведущего мастер-класса), которому ЮНЫЙ публикант, выслушав ряд замечаний по стилистике, начинает в ответ "гнуть пальцы" -- да вы не поняли суть моего гениального творения и ва-аще, сами Олди говорили, что никого слушать не надо...
4. Искушение четвертое: ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОДПИСАНИЕ ФЬЮЧЕРСНЫХ КОНТРАКТОВ)
Собственно, тут вопрос только один – а что, реально есть люди, готовые серьезно «вложится» в ЮНОГО ПУБЛИКАНТА? Гарантировать стабильность на энный срок, по сути, темной лошадке?
Свежо предание, но вериться...
5. к следующему, пятому искушению: ОСТОРОЖНОСТЬ
В общем-то, все в этом пункте верно и правильно... на гнедой блохе не объедешь. Но... уважаемые мэтры (подразумевая не только авторов статьи, а все наше «созвездие»), вам бревнышко глаз не колет?
Мне вот доводилось слышать про одного автора, который все боялся издавать свое НФ, т.к. был уверен что читатели ждут от него только очередную фэнтэзю. И был он да-алеко не ЮНЫМ публикантом... с лилимонными тиражами.
Много у нас мэтров АКТИВНО экспериментирующих с другими жанрами? Ась? Господа знатоки, не порекомендуете ли городской ужасник Перумова? Космооперу Олдей? Технотриллер Валентинова? Исторический роман Васильева? Любовную сагу Злотникова? Ужасно хочется почитать чего-нибудь эдакого... неосторожного...
Олди - первый справедливый момент в этом списке.
Валентинов - пример выбран неудачно. Историк не осилит технотриллер. Не сумеет. Слишком много будет "ляпов".
Васильев - ну уссацца. Исторический роман? Га-га-га!!! Почему обезьяна, зараза такая - ну вон та, в этом вольере - все еще не стала человеком?
Злотников - второй справедливый момент в списке.
ЗЫ: Сегодня наконец-то будет выполнение обещаний.
Ну, много кто чего начинал. Не издано - значит, боится рисковать, гонит стабильно продажные "Хроники Мага".
>Валентинов - пример выбран неудачно. Историк не осилит технотриллер. Не сумеет. Слишком много будет "ляпов".
А консультанты на что? Пусть рискует...
>Почему обезьяна, зараза такая - ну вон та, в этом вольере - все еще не стала человеком?
Так ясно же - боится, что бананы задаром давать перестанут, рисковать боится.:))
А на счет пятого пункта.... Есть такой человек, и вы его знаете. Некто Борис Акунин.
Собственно, тут вопрос только один – а что, реально есть люди, готовые серьезно «вложится» в ЮНОГО ПУБЛИКАНТА? Гарантировать стабильность на энный срок, по сути, темной лошадке?
Свежо предание, но вериться..."
Асприн нарвался на "ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ" - ещё на первых мифах. По его собственному признанию, он не только сорвал сроки (раза, эдак, в три-четыре), но может ещё и похвастаться отвращением к самой успешной из своих серий - да и вообще чуть писать не бросил...
С Панкеевой издательство отказывалось заключать договор на публикацию без этого самого "ФЬЮЧЕРСНОГО КОНТРАКТА". Как-то она этот вопрос урегулировала - компромис - типа сроки не подписала, а преимущественные права на издание ненаписанного продолжения передала, или что-то в этом роде ;).
Шумилов утверждает, что никакого "ФЬЮЧЕРСНОГО КОНТРАКТА" на свою дракониану не подписывал... а издательство с ним не соглашалось ;).
Нет, я верю Асприну. Не стоит влезать в кабалу. Даже если безусловно веришь издательству и своему редактору - оно может обанкротиться и пойти с молотка; просто сменить редактора и политику - да мало ли что может с ним, или с автором случиться...
Ну если быть точным, у Желязны об Амбере не пять, а десять книг, и это не считая нескольких рассказов. Они все у меня на английском в одном весьма и весьма увесистом томе, этой книженцией не то что отбиваться - нападать можно....
А с качеством частей - секрет один, задумывать ВСЕ части практически одновременно (у меня девять из двенадцати (по три в книгу) - за два месяца), а затем лишь раскрывать. И писать тоже практически одновременно, к чему сегодня душа ляжет хоть по сотне строк, хоть по паре страниц - кроме необходимых штурмов по два-три месяца при окончательной сборке требуемой к сдаче книги.
Конечно, письмом это все лучше было бы, но уж очень в тему...
Предлагаю обсудить в закрытом разделе :)
http://www.livejournal.com/users/gromovytsa/63801.html?thread=621113#t621113
Стиль, кстати, должен вырабатываться под конкретную книгу. Имхо, конечно.
Олди "Чужой среди своих" :)))
Злотников... Ну, если только последние книги с Николаевым :) Любви там выше крыши :)