Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Category:

Хихикс. "БОНУС! взгляд на фильм человека не из военно-исторической тусовки."

Оригинал взят у nemarluk в Очень важное мнение про 28 панфиловцев

Это (охрененно многословная) рецензия на фильм. Такие рецензии страшно нужны итернету и особенно живому журналу.

В этой рецензии будет: достоинства и недостатки фильма как художественного произведения; достоинства и недостатки фильма как милитари-порно; и БОНУС! взгляд на фильм человека не из военн-исторической тусовки.

В этой рецензии не будет: политота; рефлексия на тему мифа в культуре, истории и обществе.

Ведь про миф Ролан Постструктуралистович Барт все уже сказал.

Художественая часть

Недостатки фильма - это, в первую очередь, актерский состав. Я знаю, знаю, Истинно Ведающие Правду Демиурги намеренно не прибегли к услугам профи, потому что на профи бабла жадный казахфильм не завез так естественнее и натураслистичнее. Естественность и натуралистичность заключается в абсолютно ошалелых глазах героев, вопрошающих "что же это я здесь делаю и как же мне дальше с этим всем вот это все". Если цель была именно в этом - снимаю шляпу, но, сдается мне, эпистема фильма (Эпистема. М-м-м, гуманитарное образование, класс) все же предполагает другой образ советского бойца.

С грехом пополам актеры вывозят ровно одну эмоцию: некое решительное ожидание. При попытке изобразить что-либо еще эффект погружения в фильм начисто размывается неестественной мимикой, неловкими движениями (или, наоборот, эпидемией паралича), неловкими диалогами. И монологами. На этом хотелось бы остановиться поподробней. Претензия ни в коем случае не к лексике: стилизация - замечательный прием, хоть к нему и нелегко привыкнуть. Претензия именно к корявым диалогам уровня компьютерной стратегии середины нулевых. Переведенной не фаргусом. Герои выталкивают из себя фразы, как особенные дети - квадратные кубики через круглую дырку тренажера.

Вишенка на торте - непонятно нахрен сдавшаяся авторам идея шутить. Шуток здесь как в хорошем марвеловском блокбастере. И они такие же ожидаемые. Идиотские истории-анекдоты-байки уровня "шел медведь по кассерину, видит шерман первых серий". Если идея заключалась в том, чтобы показать, как солдаты снимают напряжение перед грандиозной мясорубкой, то ничего такого не вышло - шутки плавают в пространстве общения, как дюплекс драйв в ламанше.

Совершенно неуместны на фоне всей шумихи неоднократные попытки натужной самоиронии в стиле "никто никогда не узнает, сколько именно скальпов мы тут набрали".

Достоинства. Произведение получилось у авторов чрезвычайно целым. Во время просмотра не приходится плавать в происходящем и вообще прилагать когнитивные усилия для осознания разворачивающегося. Сообщение авторов предельно четкое и сформулированное. И это прекрасно.

Фильм нигде не противоречит себе. Поэтому не возникает вопросов, почему герои совершенно не ведают страха, почему, наперекор первоисточнику, никого не расстреливают, почему политрук оказывается не просто неплохим парнем, но и самым лучшим и смелым из могучих рейнджеров, почему из морфем с национальной семантикой в фильме только "русский", почему немцы не говорят и даже лиц не показывают.

Потому что вот это предмет авторского интереса.

Потому что именно это они хотели снять.

Спрашивать у Поллока, почему его синие нарисованы синим цветом - бессмыслица. Критиковать его за выбор цвета - идиотизм. Можно только наслаждаться гением.

Авторы задумали некую концепцию и прекрасно, монолитно железобетонно воплотили ее на экране. Я в восторге и восхищении. Мой внутренний либераха - а это очень большой внутренний либераха - даже не пошевелился.

Частным следствием из такой постановки вопроса является совершнно неожиданная специфичность фильма. Кино снято... Не по правилам. Ни по голливудским, ни по советским. Хотим паузу перед атакой - и будем ее делать. Не полминуты, а чуть ли не четыре. Потому что хотим. Хотим показывать монотонно ходящие части орудий - и будем. Потому что про это кино. Надо так. И это прекрасно - у кино есть уникальный, совершенно особый ритм, ощущаемый как что-то новое. Я не зря написал про сёнен в спойлере - по ритму произведение больше всего похоже на отличнейшую овашку боевой анимы.

Фильм потрясающе красиво снят. Нет вызывающе остопиздившего сиджиая. На высоте операторская работа, уместные спецэффекты, красиво построены планы, полностью выложились декораторы и художники. Учитывая смешной бюджет картины, такой пир для глаз очень удивляет - особенно на фоне какой-нибудь убогонькой "брестской крепости".

Кстати, "крепость" отвратительная. Худший милитари-фильм, что я видел за последние лет семь.

В "панфиловцах" отличный звук. Я не критик, я быдло из пригородов постсоветского промышленного гиганта, я обычно просто не замечаю, что в кино есть еще какие-то звуки, кроме голосов героев. Но в этом фильме я почувствовал. Настоящий до сюрреализма грохот артиллерии. Сверлящее мозг горловое пение. В общем, еще один зачет.

Милитари-порно

Недостатки. К моменту премьеры я уже в общем составил представление о фильме, но один вопрос меня все же интересовал. Как мы помним, на желтых страницах первоисточника описывается, что группа советских бойцов, то-сё, столько-то, значит, танков, и того, значит, горят.

Но вот как именно машины перешли из состояния "едем на Москву" в состояние "украшаем собой передовицу Комсомольской правды", в тексте не сказано.

Обожаю многословные конструкции с метафорами. Уф. Аж запыхался. Так вот. ВОпрос, который меня интересовал, следующий: как авторы кина придумабт правдопободную ситуацию, в которой 28 человек, у которых даже черенков от садово-огородных инструментов нет, убивает 14 танков?

Авторы с задачей не справились. Нутупые немцы поддаются. Танчики подъезжают на позиции героев строго в линию по два. Долго. Целый час. Главный Танчик в это время смотрит на происходящее в бинокль, решая, когда можно уже наконец прекратить конвертировать племенных тирольцев в геэсэсы посмертно.

Про существование танковых пулеметов нутупые нимцы вспоминают дважды. Серьезно. Дважды. Выстрелы грозных танковых ПУХ мы можем наблюдать где-то раз десять за фильм. При том что по сюжету понятно, что позиции роты наступающими вскрыты - вопрос, почему машины не займутся методичным расстрелом заземленных азиатских орд, остается висеть в воздухе.

То есть если заменить в фильме панцеры на трофейные карден-ллойды, на сюжете это не сказлось бы ровным счетом никак.

В результате танк совершенно не ощущается демоническим шреддером на гусеницах прямиком из ада. Ну танк, ну мы его гранаткой тудыть, потом бутылкой тудыть. Ну и все. Делов-то.

Танки тут трагически останавливаются после первой же гранаты. Да.

Прилетевшие непонятно зачем самолеты (это была штука?) бодро дают одну пулеметную очередь и улетают рисовать себе сотни фрагов с дубовыми мечами и бриллиантами.

Подбитые танки угрозы не представляют.

Пулемет в фильме один. Он у наших и у него читы. Нет, нам крупно показывают и дегтярь, и пилу гитлара, но эффект от них нулевой, никакого подавления не происходит, никакого влияния на ход боя они не оказывают.

Бля. Устал писать. Надо закруглятся.

Главный милитариёбский минус проистекает из формата кино. Понятно, что показать два-три километра сразу на экране невозможно. Поэтому полоса наступления наших бравых любителей фельдграу - это где-то метров двести. Дистанция стрельбы из сорокопятки - петров сорок. Залп четырех шестидюймовок падает в кружок с диаметром, ну, метра четыре от силы. В результате участники выглядят дурачками, зачем-то завязавшими бой на пистолетной дистанции там, где можно было бы перестреливаться до цвета самолетов американских ВМФ.

А еще в конце все оставшиеся шесть человек ВНЕЗАПНО оказываются без боеприпасов. Одновременно. На позициях, где только что закончилась одна рота в стеганых хлопковых курточках и примерно столько же экскурсантов в стильных пальто цвета мокрый асфальт.

Достоинства. Начнем с того что это лучший милитариебский фильм, который я видел вообще.

В значительной части фильм состоит из пересказов мемов ВМВ. Швабрострелки на ранних ИЛах, залповая стрельба по самолетам, вот это все. Пасхальное яйцо. Да. ВОт как это называется.

В начале фильма командир рисует "Прагу" и сообщает, что это танк массой до десяти тонн и он пробивается из ПТР в любую проэкцию с 400 метров. Я вижу в этом реверанс теме малообразованных командиров (недостаток пособий, ну вы сами все знаете). Сложно представить, что авторы могут допустить такой ляп.

Фильм переполнен деталями, которые совершенно не нужны для сюжета, но ужасно приятны для человека в теме. Длинные подробные команды корректировщика. Ротный пункт сбора раненых. Заряжание мосинки по одному патрону через нижнее окно. Парная работа рассчетов. Снятая и завернутая в полотно перед залеганием в укрытие панорама орудия. Отчетливые вмятины на больших пальцах пулеметчика. Из этого фильм состоит где-то наполовину. Все это очень классно. Это замечательное чувство, что фильм снят специально для тебя. Что режиссер думал именно о твоих интересах, именно по твоим предпочтениям расставлял акценты.

БОНУС. Взгляд со стороны.

Я не очень умный юноша, поэтому я потащил на просмотр свою бен май шри. Которая в военно-исторической тематике как в апельсинах свинья, только красивая и заикается.

Ее резюме такое: нихуя непонятно. Нам ничего не пытаются объяснить. Почему надо обязательно остановить немцев? Где происходит действие? Почему не будет подкреплений? Почему пушечки сначала убивают три четверти роты, а потом вдруг перестают стралять? В обороне одна рота, а наступает три полка - это сколько? Это много или мало? Почему половина состава казахи? Где наши танки? Почему пулемет такой мощный? Почему большие ружья такие бестолковые, если вначале командир говорит, что они пробивают танк под углом с 400 метров? И почему нимцы такие тупые, разумеется. Кстати барышня - немецкий филолог - отметила хороший уровень актерского немецкого. Пустячок, а приятно.

Человек без милитари-бэкграунда не понимает, на что ему смотреть, и перед ним в полный рост встают все недостатки фильма, описанные выше.

Все, я больше не могу. Навык написания длиннопостов безнадежно утрачен.

МОЖНО СРАТЬСЯ ЗА ПЕРЕВИРАНИЕ ИСТОРИИ В КАМЕНТАХ!!!!!1111адин

Резюме. Получилось совершенно нишевое кино для людей сильно в теме. И в этой нише кино просто зубодробительно отличное. Снимайте еще. В следующий раз зашлю денег.


Tags: всяко-разно
Subscribe

  • Судя по последним новостям

    ...с фронта борьбы с ковидлой, самое время будет зарегистрировать секту святого огнестрела и начать проводить соответствующие религиозные…

  • Ы-ы-ы!

    В порядке иллюстрации к пред. анонсу - как обычно происходит ночной диалог с соавтором: "- Слушай, а почему у тебя местечко Ф защищает бригада xxx?…

  • (no subject)

    "Что мне нравится в новозеландских карапузах, так это полная незамутненость сознания" (с) https://author.today/work/60386

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments

  • Судя по последним новостям

    ...с фронта борьбы с ковидлой, самое время будет зарегистрировать секту святого огнестрела и начать проводить соответствующие религиозные…

  • Ы-ы-ы!

    В порядке иллюстрации к пред. анонсу - как обычно происходит ночной диалог с соавтором: "- Слушай, а почему у тебя местечко Ф защищает бригада xxx?…

  • (no subject)

    "Что мне нравится в новозеландских карапузах, так это полная незамутненость сознания" (с) https://author.today/work/60386