Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:

«Плетёнка Тача&raquo, Часть I

Оригинал взят у midnike в «Плетёнка Тача&raquo, Часть I
Меня попросили подробней рассказать об упомянутых в посте про первичные ис­точ­ни­ки формах послеполётной отчётности американских пилотов. Поскольку о са­мих бланках писать не особо интересно, я решил попробовать убить сразу двух зайцев: привести перевод такого отчёта на соответствующем бланке, но не первого попавшегося, а опи­сы­ва­ю­щего первое боевое применение известного любителям авиации тактического при­ё­ма «Thach Weave», которое состоялось 4 июня 1942 г. над японским авианосным со­е­ди­не­нием во время сражения при Мидуэе. А заодно рас­ска­зать об истории создания данного приёма, тем более, что это тот редкий слу­чай, когда точно известны и время, и автор. Итак, для начала собственно отчёт, составленный через несколько часов после описываемых событий.  


СЕКРЕТНО
САМОЛЁТ США — БОЕСТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОТИВНИКОМ

ИНСТРУКЦИИ

(а)  ЗАПОЛНЯЕТСЯ КОМАНДИРОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НЕМЕДЛЕННО ПОСЛЕ ПОСАДКИ ПОСЛЕ КАЖДОГО ВЫЛЕТА ИЛИ ОПЕ­РА­ЦИИ В ХОДЕ КОТОРЫХ ПРОИЗОШЛО БОЕСТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОТИВНИКОМ.

(б)  НЕ ВНОСИТЕ В РАПОРТ «ЛИПОВЫЕ» СВЕДЕНИЯ – ЕСЛИ КАКИЕ-ТО ДАННЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ С ДО­С­ТА­ТО­Ч­НОЙ ТОЧНОСТЬЮ, ПОСТАВЬТЕ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ ПРОЧЕРКИ ИЛИ ОСТАВЬТЕ ИХ ПУСТЫМИ.

1.    ДАТА 4 Июня 194  2   ШИР. 30-00 СШ  ДОЛГ. 179-00 ВД  ВРЕМЯ 12.20  ПОЯС Плюс 10
2.    ПОГОДА  Крупные рассеянные облака на высоте 450-600 м. Видимость отличная.
3.    ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ   3-я истребительная эскадрилья  ТИП САМОЛЁТА    F4F-4       
4.    ТИП ОПЕРАЦИИ
Эскорт из шести самолётов в поддержку атаки торпедоносцами и пикирующими бом­ба­р­ди­ро­в­щи­ками трёх (3) японских авианосцев.
5.    ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
  Самолёты противника, угрожающие нашей авиагруппе.
6.    ЗАДЕЙСТВОВАННЫЕ СИЛЫ (включая модели и опознавательные знаки)
Наши силыСилы противника
  Шесть (6) Модель F4F-4Двадцать (20) истребителей Модель "00". Светло-песочного цвета, стандартные знаки.
7.    СПОСОБ АТАКИ  (Своей | Противника) (Ненужное зачеркнуть)
Обычно японцы атаковали сверху-сзади на достаточно высокой скорости и вы­хо­ди­ли из атаки путём вертикального набора высоты до разрыва контакта.
8.    ТАКТИКА ПРОТИВНИКА
В первую очередь японские истребители значительно превосходящими силами ата­ко­ва­ли наш эс­корт в попытке связать нас боем, в то время как более мелкие под­раз­де­ле­ния атаковали наши торпедоносцы и пикировщики. Атаки выполнялись оди­но­ч­ны­ми са­мо­лё­та­ми в быстрой последовательности.
9.    КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ БОЕСТОЛКНОВЕНИЯ (Включая высоты и дальности контактов, высоты и направления сброса и отхода.)
Сразу после прибытия в район соединения противника семь японских патрульных групп общей численностью в 20 истребителей атаковали наш эскорт из шести са­мо­лё­тов на высоте 1400 м. Торпедоносцы укрылись в облаке по левому борту ли­ди­ру­ю­щего авианосца, после чего разошлись для торпедной атаки. 2 наших ис­т­ре­би­те­ля, осуществлявшие непосредственное прикрытие, отделились и получили серьёзные повреждения от истребителей противника. Один из оставшейся че­т­вё­р­ки был сбит в самом начале. Три остальных истребителя продолжали бой с про­ти­в­ни­ком над вражеским флотом в течении 15 минут.
10.   ЗАДЕЙСТВОВАННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Наши силыСилы противника
  Шесть (6) калибра 12,7-ммДве (2) пушки и от 2 до 4 7,7-мм пулемётов.
11.   ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАНЁВРЫ УКЛОНЕНИЯ
Дивизион из 4 самолётов сохранял строй и действовал как единая команда. При атаке истребителей противника делался крутой вираж и когда противник сле­до­вал за ним, делался обратный вираж с попыткой сбить противника на выходе.
12.   РАСХОД БОЕПРИПАСОВ (включая типы и установки взрывателей. Указать количество осечек.)
Лидер израсходовал около 1200 патронов, остальные в среднем по 1000 патронов калибра 12,7-мм.
13.   РЕЗУЛЬТАТЫ (Уверенно)
Сбито шесть (6) японских истребителей Модель "00".
13а. РЕЗУЛЬТАТЫ (Вероятно)
Вероятно сбито семь (7) японских истребителей Модель "00".
14.  ПОВРЕЖДЕНИЯ СВОИХ САМОЛЁТОВЭФФЕКТИВНОСТЬ БРОНИ И ПРОТЕКТИРОВАНИЯ БАКОВ
Один (1) F4F-4 сбит
Три (3) F4F повреждено до
неремонтопригодного состояния
Крайне эффективно
15.   ПРИ АТАКЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
(а)    При обнаружении подлодка находилась в (надводном) (погружённом) состоянии. 
(б)    Направление атаки относительно подлодки было 
(в)    Время, прошедшее между обнаружением подлодки и взрывом первой бомбы 
(г)    Была ли видна какая-либо часть подлодки во время сброса бомбы 
(д)    ПРОМЕЖУТОК времени между последним наблюдением подлодки и взрывом бомбы 
(е)    Предположительная дистанция между между лодкой или её признаками и взрывами
16.   ЗАМЕЧАНИЯ (При необходимости используйте дополнительный лист. Если возможно, нарисуйте примерную схему.)
Шесть (6) самолётов F4F-4 не способны помешать 20 или 30 японским ис­т­ре­би­те­лям сбивать наши тихоходные торпедоносцы. Вообще удивительно, что хоть кто-то из наших пилотов смог вернуться живым. Все успехи, которых пилоты наших истребителей смогли добиться в бою с японскими истребителями "Зеро" были до­с­ти­г­ну­ты не благодаря характеристикам машин, на которых мы летаем, а в ре­зу­ль­та­те сравнительно низкой точности стрельбы японцев, тупых ошибок, до­пу­щен­ных несколькими их пилотами, а также благодаря превосходящей точности стре­ль­бы и командной работе части наших пилотов. Единственным способом поймать истребитель "Зеро" в прицел было заманивание их в выход из виража напротив F4F или расстрел их в тот момент, когда они были слишком заняты стрельбой по одной из наших машин. Самолёты F4F плачевно уступают в скороподъёмности, ма­нё­в­ре­н­но­сти и скорости. Автору приходилось летать на модели F4F, ещё не име­в­шей бронезащиты и протектированных бензобаков. Удаление этих жизненно важ­ных средств защиты не способно повысить характеристики F4F настолько, чтобы хотя бы приблизиться к характерстикам истребителя "Зеро". Указанные серь­ёз­ные недостатки не только мешают нашим истребителям должным образом выполнять боевые задания, но и оказывают явное и вызывающее беспокойство воздействие на моральное состояние пилотов наших палубных истребителей. Если мы пре­д­по­ла­га­ем сохранить наши авианосцы наплаву, то мы должны предоставить ис­т­ре­би­тель, превосходящий японский "Зеро" если не по манёвренности, то, как ми­ни­мум, по скороподъёмности и скорости.
  Дж. С. Тач. Кап. 3-р. ВМС США (Подпись)

Как мы помним, первые данные о выдающихся характеристиках нового японского морского истребителя были по­лу­че­ны Разведуправлением ВМС США ещё в январе 1941 г. от капитан-лейтенанта С. Джерика, помощника по авиации военно-мор­с­ко­го атташе в Токио, но тогда от них отмахнулись, как от малодостоверных. Между тем новые японские истребители пошли в бой в небе Китая и отмахиваться от поступавшей оттуда информации стало уже невозможно. 22 сентября 1941 г. тактический от­дел Управления морской авиации на основании этих данных опу­б­ли­ко­вал разведовательный бюллютень, согласно которому максимальная скорость японского истребителя «Модель 00» пре­д­по­ло­жи­те­ль­но составляла 300-330 узлов [555-610 км/ч] при вооружении 2×20-мм пушки и 2×7,7-мм пулемёта.

Одновременно с этим поступала информация уже из первых рук, от капитана в отставке Клэра Шэннолта, занятого в тот момент в Китае ор­га­ни­за­ци­ей знаменитых «Летающих тигров». Советник Чан Кайши по авиации несколько занижал мак­си­ма­ль­ную скорость «Зеро» – у него она составляла лишь 280 узлов [518 км/ч] – однако отмечал выдающуюся манёвренность и ско­ро­подъ­ём­ность японской машины, последнюю он определял как «более 1000 м/мин» (очень близко к реальной цифре в 942 м/мин, при том, что скороподъёмность тогдашних истребителей морской авиации США не превышала 700 м/мин). Данный показатель, кроме того, го­во­рил об удельной мощности и «приёмистости» японского истребителя.


«Брюстер» F2A-3 «Грумман» F4F-3 «Грумман» F4F-4 «Мицубиси» A6M2b
  Мощность двиг. 1200 л.с. 1200 л.с. 1200 л.с. 940 л.с.
Скорость, макс. 515 км/ч 531 км/ч 515 км/ч 534 км/ч
Скороподъёмн. 698 м/мин 690 м/мин 594 м/мин 942 м/мин
Синх. вооруж.   2×12,7-мм, 750 патронов* 2×7,7-мм, 680 патронов
Крыл. вооруж. 2×12,7-мм, 450 патронов 4×12,7-мм, 430 патронов 6×12,7-мм, 240 патронов 2×20-мм, 60 снарядов
Вес залпа ≈ 1,66 кг/сек ≈ 2,45 кг/сек ≈ 3,68 кг/сек ≈ 2,29 кг/сек
* Боекомплект на ствол.

Всё это не прошло мимо некого Джона «Джимми» С. Тача (John Smith “Jimmy” Thach), на тот момент капитан-лейтенанта и ко­ман­ди­ра 3-й ис­тре­би­те­ль­ной эскадрильи (АВ «Саратога»). Сам авианосец находился тогда на модернизации в районе Си­эт­ла, в Пьюджент-Саунд, а его авиагруппа занималась боевой подготовкой на береговой авиабазе в Сан-Диего в Калифорнии. Дальновидный офицер все­рь­ёз задумался над вопросом, что его эскадрилья, только что перевооружённая на новейшие ис­тре­би­тели «Гру­м­ман» F4F-3 «Уай­л­д­кэт», сможет, в случае чего, противопоставить противнику, которого невозможно ни «пе­ре­кру­тить» в манёвренном «дог­фай­те», ни достать «на вертикалях».

День за днём, Джон Тач, вернувшись со службы, гонял по столу кухни своей квартиры изображавшие самолёты сп­и­ч­ки, пытаясь нащупать тактическое решение. Вскоре он пришёл к выводу, что в заданных условиях нет никаких шансов придумать что-то, что позволило бы гарантированно обеспечить ни классический «заход в хвост», ни хотя бы ло­бо­вую атаку. Разве что, в случае грубой ошибки противника. Единственным вариантом виделось использование того, что в аме­ри­ка­н­с­кой терминологии именуется «deflection shooting», то есть гораздо более сложный огонь с упреждением на пересекающихся курсах, обучению ко­то­ро­му в авиации США уделяли тогда серьёзное внимание. Однако, этот приём требовал точной оценки курса и скорости про­ти­в­ни­ка, а также расстояния до него. Поэтому требовалось каким-то образом вывести вра­же­с­кий самолёт под огонь с фланга в более или менее стандартных условиях, где все три показателя можно было бы оп­ре­де­лить с достаточной точностью.


Старший лейтенант Эдвард Г. О'Хара и капитан 3-го ранга Джон С. Тач на фоне истребителя F4F-3 «Уайлдкэт». Пёрл-Харбор, апрель 1942 г.

Индивидуальными действиями добиться этого было также невозможно, поэтому капитан-лейтенант Тач задумался о ко­ман­д­ных действиях. Всё те же спички на столе подсказали ему возможный вариант, и он решил опробовать его на практике. В начале октября 1941 г. командир 3-й истребительной организовал учебный воздушный бой, где он вёл четвёрку «обо­ро­ня­ю­щих­ся», а такими же силами «нападающих» руководил командир одного из дивизионов его эс­ка­д­ри­льи, по­да­ю­щий большие надежды старший лейтенант Эдвард «Буч» О'Хара. Он был проиструктирован опробовать все из­ве­с­т­ные ему варианты атаки, а для чистоты эксперимента на рукоятки управления двигателем «оборонявшихся» были по­с­та­в­ле­ны ог­ра­ни­чи­тели, не по­з­во­ля­в­шие выжать из двигателей более 60% тяги, дабы сымитировать бой с противником, зна­чи­тель­но пре­во­с­хо­дя­щим в скорости (по одной версии, это были просто проволочки, прикрученные к со­от­вет­с­т­ву­ю­щим рукояткам, согласно другой – обошлись отметками на секторе газа).

Суть манёвра заключалась в следующем. Два звена (в морской истребительной авиации США к тому времени оценили, на­ко­нец, опыт «Битвы за Британию» и Советско-финской войны, и с 7 июля 1941 г. официально отказались от классических «V» и перешли на двухсамолётные звенья, с ведомым, располагашимся сзади-снизу ведущего) летели фактически строем гер­ма­н­с­ко­го Vierfingerschwarm, на дистанции примерно минимального радиуса виража между звеньями. В случае вражеской атаки – вне зависмости от того, какое из звеньев атаковали – звенья начинали выполнять вираж навстречу друг другу, одно с на­бо­ром вы­со­ты, другое с потерей, пересекали курсы и расходились. Для противника это выглядело бессмысленно-паническим, ломавшим строй манёвром, и он начинал преследование одного из звеньев, превращавшегося таким образом в «наживку».




Разойдясь в стороны, звенья одновременно начинали выполнять обратный вираж опять навстречу друг другу. В результате звено-«наживка» буквально у себя на хвосте притаскивало противника в точку, где он неминуемо попадал под фланговый или фронтальный огонь другого звена. Даже в случае промаха внезапная атака сбивала противнику прицел, звенья опять пе­ре­се­ка­ли курсы и повторяли манёвр до того момента пока противник не будет сбит, либо, как минимум, пока он не откажется от ата­ки. Важ­ным достоинством этого тактического приёма было ещё и то, что он даже не требовал отдачи ка­ких-то команд. Пилоты одного из звеньев могли даже не видеть атакующего противника, им достаточно было увидеть, что вто­рое звено резко по­во­ра­чи­ва­ет в их сторону, чтобы также начать выполнять манёвр.

То, как это выглядело с точки зрения атакующих, старший лейтенант О'Хара описал в следующих выражениях: «Шки­пер, это на самом деле работает. Я не смог провести ни одной атаки не увидев нацеленный на меня нос одного из ваших тихоходов. Как минимум, вы каждый раз имели возможность меня сбить, хотя и я тоже имел такую возможность. Это работает не только в одну сторону. Большую часть времени во время того резкого виража я хоть и знал, что вы собираетесь делать, но ни разу не мог точно сказать когда, а угадывать такое мне не хотелось бы. Каждый раз это было несколько неожиданно, потому что вы­гля­де­ло точно рассчитанным по времени. Когда я выходил на позицию и был уже готов нажать на спуск – вы тут же начинали уклонение, хотя и не видели меня.»


Лётный состав 3-й истребительной эскадрильи. АВ «Лексингтон», 5 марта 1942 г.

Проведя ещё несколько тренировок командир 3-й истребительной эскадрильи отправил в штаб командующего ави­а­но­с­ны­ми силами Тихоокеанского флота вице-адмирала Фредерика У. Хэлси докладную записку с описанием придуманного им при­ё­ма, который он назвал «траверзная оборонительная позиция» (beam defense position). Однако командование не оценило по­те­н­ци­ал предложения Джона Тача и не распространило его изчение на другие палубные эскадрильи и учебный центр мо­р­с­кой авиации в Пенсаколе. Поэтому единственными, кого капитан-лейтенант Тач смог ознакомить с этим манёвром, были 18 пилотов его эскадрильи, не считая его самого. Задачу усложняло то, что накануне войны в эскадрилье имелось лишь 10 са­мо­лё­тов из 18 полагавшихся по штату, эсплуатация которых к тому же усложнялась из-за «детских болезней», характерных для любой новой модели. Из этих 19 пилотов 3-й истребительной «первого состава» один впоследствии получит высшую награду США – Медаль Почёта, трое дослужатся до адмиральских звёзд, пятеро станут асами, а 12 не доживут до конца войны.


Продолжение следует.

Использованная литература:
1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
2. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
3. John B. Lundstrom, “The First Team:Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
4. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.

Tags: история, самолетики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments