Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Category:

Хе-хе.


Когда игрок World of Tanks видит в ангаре танк или самоходную установку, он может быть уверен, что эта машина исторична, что она существовала если не в металле,
то хотя бы в чертежах. Информацию для создания нового танка приходится добывать разными, иногда весьма причудливыми, способами.

СЕКРЕТНЫЙ ОТДЕЛ
Архивная группа — это подразделение Wargaming, о существовании которого не подозревают даже многие сотрудники компании. Но именно эти люди находят
чертежи боевых машин, техническую документацию или хотя бы техническое задание на разработку тех или иных танков и САУ. Не менее важно собрать примеры их
боевого применения, если таковое было, отзывы экипажей и командования. В общем, нужно все, что может пролить свет на то, какой была та или иная машина
прошедшей эпохи.
Основной источник информации — архивы. Большая часть бронетехники оставляет за собой то, что можно назвать «бумажным следом». Чтобы по нему пройти,
требуются многие часы кропотливого разбора документации. Сотни и тысячи страниц архивных дел пристально изучаются, часто ради одного-единственного листка
бумаги с нужной информацией. Идеальный вариант — если удается найти полный комплект заводских чертежей в первозданном состоянии. Но бывает так, что
архивы оказываются бессильны. К документам бывает безжалостно время, а иногда и люди, которые часто не понимают, насколько ценны для истории все эти
пыльные старые папки.
Бывает так, что танк в металле есть, а нужных документов нет. Тогда историки покидают свои кабинеты, вооружаются фотоаппаратами и выезжают туда, где находится
машина. Ее «приведут» в игру другим способом, воссоздав по фотоснимкам. Это не совсем обычная фотография, не художественная и даже не любительская. Речь
идет о фото с разных ракурсов, в мельчайших деталях и подробностях. Норма работы на одну единицу техники — несколько тысяч высокодетализированных
снимков.
Чтобы отправить исторического консультанта в такую полевую экспедицию, нужно найти образец техники, который доступен для фотографирования, находится в
пристойном техническом состоянии и соответствует требованиям по году выпуска, модели и комплектации. Это тоже непростая задача, поэтому Wargaming активно
собирает информацию о том, где можно найти редкие и необычные боевые машины. Это может быть Россия, США, Израиль, Франция — любая страна мира.
Именно во Францию минувшей осенью отправились три наших исторических консультанта: Дмитрий Шеин, Андрей Уланов и Игорь Николаев. На руках у них был
длинный список французских машин и пожелание привезти множество — как можно больше — высококачественных фото.
(/ru/)
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: СБОР ИСТОРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Архивная группа Wargaming проводит «разведку боем» во Франции.Игорь Николаев (слева) и Дмитрий Шеин (справа)
ИСТОЧНИК ИЗОБИЛИЯ
Франция для World of Tanks — богатый источник информации. И очень сложный для разработки. С одной стороны, французскими конструкторами было создано
немало вещей, которые впоследствии не только активно использовались по всему миру, но зачастую становились своего рода «мейнстримом» военного дела. К
примеру, первый танк классической компоновки Renault FT17 или артиллерийский лафет с возможностью ведения кругового огня. С другой стороны, большая часть
французских разработок не была доведена до крупносерийного производства, а в результате немецкой оккупации во Вторую мировую войну положение дел с
сохранностью и упорядоченностью информации было просто плачевно. То есть — исторические артефакты наличествуют, а данные про них скудны и
противоречивы. Простой пример: в официальных каталогах музеев может различаться количество учтенных машин и их модели. Или даже так: стоят танки на
огороженной площадке, а администрация даже не в курсе, что именно там есть.
Поездка напоминала скорее разведывательный рейд, чем официальный рабочий выезд. Предполагалось сфотографировать и замерить все, что разрешат без
официальной переписки и согласования. Из-за специфики французской бюрократии подобные обсуждения могли бы затянуться на долгие месяцы. Конечно, некая
минимальная переписка велась — нельзя же просто взять и обрушиться как снег на голову. Но в случае, например, с музеем в Сомюре, она привела только к весьма
общим словам о возможных взаимовыгодных отношения музея с компанией и обещанием решить остальные вопросы при личной встрече.
Музей в Сомюре — один из самых известных и крупных в Европе. Прибыв туда, наши историки вначале прошлись по экспозиции как обычные туристы — посмотрели
танки, потрогали знаменитый немецкий циммерит (минеральная обмазка брони против магнитных мин) и убедились, что ПТ-САУ «Хетцер» в реальности куда больше
и опаснее, чем на фотографиях и чертежах. При виде башни танка АМХ-30 были вынуждены предположить, что конструкторы специально делали такие сложные
формы, чтобы технологи на производстве были озадачены по полной программе.

А вот и настоящая находка! Посреди ярко раскрашенной детской игровой комнаты, просто на потеху маленьким посетителям выставлен один из прототипов легкого
танка ELC AMX — той самой «елки», которая у нас во французской ветке легких танков на V уровне! У этого прототипа в качестве вооружения установлены спаренные
30-мм пушки «Испано-Сюиза». Игорь Николаев, по его собственным словам, испытал чувства музыканта, узнавшего, что в консерватории первокурсникам отдали на
растерзание скрипку Страдивари.




В общем, первичный осмотр показал, что Сомюр для «Мира танков» — золотое дно. Казалось, что остается сущая мелочь: договориться с дирекцией и приступить к
съемкам. А вот и нет! Заместитель директора был вежлив, выражал полную готовность сотрудничать… но потом, когда все будет официально согласовано. А пока —
историки могли делать в музее все, что разрешено обычному туристу. К танкам не разрешили даже прикладывать линейку.
ИСТОРИКИ-ПАРТИЗАНЫТакого подвоха наши герои не ожидали! Разведывательный рейд получил отпор, можно сказать, в ключевом пункте маршрута. И тут Игорю Николаеву пришла в
голову мысль — использовать по максимуму возможности рядового туриста в музее. Нельзя залезать на танк, чтобы сфотографировать его сверху? Ничего, поднимем
на плечи самого легкого в группе — Уланова — и подойдем к танку поближе. Нужен масштаб, а линейку использовать запретили? Честь и хвала тому, кто придумал
клетчатые ткани! В ближайшем супермаркете нашлись рубашки с шагом клетки ровно в один сантиметр. Сумасшедшая фотосессия длилась несколько часов. И за это
время, думается, немало европейских туристов лишний раз убедилось в том, что русские — очень странный народ.

На выходе — около трех тысяч фотографий.
Делать больше особого смысла не имело: как бы ни обнимались с танками историки и какие бы позы ни принимали, но без специальной фотосъемки нужного
результата не добьешься. Главной добычей для них стали многочисленные снимки обвеса танков — инструмента, имущества экипажа и всего прочего, что хранили,
привесив на броню.

ГОСТЕПРИИМНАЯ «ОМАХА»
А впереди была Нормандия и легендарный пляж «Омаха».
Второй музей, в который приехали Николаев, Шеин и Уланов, оказался и вправду намного гостеприимнее. Это был танковый музей Нормандии поблизости от
коммуны Карентан, в городке Катц. Вся техника в его экспозиции — рабочая и на ходу. Прекрасный образец американской противотанковой установки «Джексон»,
например, буквально за пару часов до съемки ездил по небольшому полигону при музее. Его руководитель мсье Патрик Нерра любезно разрешил историкам
провести фотосъемку. В этот музей историки Wargaming рассчитывают приехать еще не раз.


ПРИЯТНЫЕ НАХОДКИ
Впереди был новый сюрприз. Музей Сопротивления Пикардии в Фарнье не обещал ничего удивительного, но совершенно неожиданно там нашелся прекрасно
сохранившийся образец легкого танка сопровождения Renault R-35, а также польское противотанковое ружье, количество уцелевших экземпляров которого в мире
можно пересчитать по пальцам. Закрома архивной группы пополнились еще одной точкой, куда можно будет наведываться за полезной информацией.


После этого наши сотрудники посетили целый ряд отдельных мемориалов и памятников. В городе Сюип также был подробно отснят стоящий около съезда к
армейскому полигону АМХ-30. По сути, Сюип — это военный городок. Так что историки, практично одетые в камуфляжную одежду, гадали в ходе работы, не приедет ли
за ними военная полиция или контрразведка.
И наконец — городок Стонн. Здесь танкисты, в числе которых был знаменитый Пьер Бийот (тот самый, чьим именем названа одна из эпических игровых медалей),
пытались остановить немецкий прорыв. На холме в самом городе стоит громадина тяжелого B1 bis. Броня его исхлестана пулями и снарядами. Видно, что машина
выдержала долгий и страшный бой. Бийот сражался именно на таком танке, но этот принадлежал когда-то другому экипажу. Машина Бийота вскоре после боя за
Стонн была уничтожена.

Итог поездки — около 15 000 ценных фотоснимков, информация о расположении техники, и полезные контакты, которые обязательно пригодятся в будущем.
© 1998–2015
Tags: Лдб, всяко-разно
Subscribe

  • Судя по последним новостям

    ...с фронта борьбы с ковидлой, самое время будет зарегистрировать секту святого огнестрела и начать проводить соответствующие религиозные…

  • Ы-ы-ы!

    В порядке иллюстрации к пред. анонсу - как обычно происходит ночной диалог с соавтором: "- Слушай, а почему у тебя местечко Ф защищает бригада xxx?…

  • (no subject)

    "Что мне нравится в новозеландских карапузах, так это полная незамутненость сознания" (с) https://author.today/work/60386

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Судя по последним новостям

    ...с фронта борьбы с ковидлой, самое время будет зарегистрировать секту святого огнестрела и начать проводить соответствующие религиозные…

  • Ы-ы-ы!

    В порядке иллюстрации к пред. анонсу - как обычно происходит ночной диалог с соавтором: "- Слушай, а почему у тебя местечко Ф защищает бригада xxx?…

  • (no subject)

    "Что мне нравится в новозеландских карапузах, так это полная незамутненость сознания" (с) https://author.today/work/60386