?
Previous Entry Share Flag Next Entry
Один из лучших в своем классе
Мяу
kris_reid
Оригинал взят у yuripasholok в Один из лучших в своем классе
В недавнем экспромте по поводу Strv M/38 я говорил, что шведский танк Landsver L-60 по совокупности характеристик был одним из лучших в своем классе. При примерно равной с одноклассниками массе получилась полноценная боевая машина с низким силуэтом, адекватным на тот момент вооружением, достаточно мощным двигателем (142 л.с. на 9 тонн - редкая машина такого класса могла с ним поспорить), при этом вполне просторная и удобная. Strv M/38 не навредила толком и схема с передним размещением ведущих колес. Корпус получился весьма низким. Конечно, пришлось мудрить съемную лобовую деталь корпуса и части крыши, с другой стороны, любое техническое решение несет свои плюсы и минусы. Ну и торсионная подвеска, которая была впервые серийно применена на танке.
На этом фоне даже как-то радостно, что Отто Меркер, который руководил разработкой L-60 (а заодно фактически заложил основу шведского танкостроения), по возвращении на историческую родину не оказался по полной программе вовлечен в немецкое танкостроение. Особенно с учетом того, что за лодками XXI серии он стоял по полной программе. А еще за другой машиной. Некоторое время Отто Меркер стоял у руля Klöckner-Humboldt-Deutz AG, в конце войны разработавшей Е-10. Тот самый, с изменяемым клиренсом. На все сто говорить не буду, но учитывая место работы Меркера в первой половине 30-х годов, все может быть. Намек понятен, я так полагаю ;)

Возвращаясь к одноклассникам. Для сравнения возьмем Strv M/39, более совершенный вариант M/38, который в основном отличается башней.


Для начала, те машины, которые упоминались мной в видео.

Pz.Kpfw.II Ausf.C, практически единственный легкий танк, который может поспорить с шведской машиной по высоте, соотношение мощности к массе почти такое же. При этом стоит на нем автоматическая 20-мм пушка, башня одноместная и весьма неудобная. Радист вообще как папа Карло сидит в каморке. Бак внутри боевого отделения, не попасть сложно. Рациональные углы наклона брони? Нет, не слышали! Quadratisch. Praktisch. Gut.

Т-26 выпуска 1939-41 гг. Боевая масса 10,3 тонны, мощность мотора 91 л.с., максимальная скорость 30 км/ч. Карьера Т-26 была уже на излете, тем не менее, это наш основной танк на начало войны. Классическая компоновка 30-х годов с передним ведущим колесом во всей "красе". При равных габаритах заметно выше, рациональные углы появились, но уже поздновато.


Теперь про остальные.

Pz.Kpfw.38(t), он же LT vz.38. Одна из лучших машин в своем классе с тем же двигателем, что и у Strv M/39, но чуть послабее мощность и масса выше больше чем на полтонны. Не сильно, но выше шведа. Существенный минус - клепаная конструкция, при попаданиях экипаж могло поразить не только вражескими снарядами. Тем не менее, в виду низких темпов производства L-60 и его модификаций именно Strv M/41 (лицензионный LT vz.38) стал самым массовым шведским танком.

Hotchkiss H-39. Все, чем может похвастаться французский танк - это броня, да и та не без труда, но пробивалась немецкими 37-мм пушками. Удивительно, но в итоге двухместная машина, в которой дико тесно, даже выше шведского одноклассника.

M2A4 Light Tank. 4 члена экипажа, один из самых быстрых танков в своем классе, отличная пушка, но - по высоте превосходит всех. По массе тоже в лидерах - уже на уровне танков БТ и круизеров. Также отношение высоте к длине намекает на некоторые проблемы с продольной раскачкой, не зря на M3 Light Tank ленивец сделали заметно больше и спустили на уровень опорной поверхности.

Тип 95. Легче него только англичане, при этом довольно мощный мотор, хорошая подвижность, достаточно просторный внутри (для таких размеров), неплохая пушка. На этом достоинства "Ха-го" и заканчиваются. И, кстати, он получился чуть выше шведского аналога.

Light tank Mk.VI, самый массовый английский танк начала войны. Одновременно самый легкий в подборке. За счет довольно мощного мотора неплохая подвижность, на этом достоинства исчерпываются. Высота... и так все видно.

Light tank Mk.VII, замена "шестерки", которая смогла удержаться в английской армии только за счет переквалификации в авиадесантный. По высоте равен L-60, на тонну легче, двигатель мощнее, так что машина шустрая. Но о рациональных углах брони и речи нет. Да и теснее он, особенно что касается башни.

Cruiser tank Mk.III, фактический аналог L-60. По-моему, и так все понятно.


Такой вот неординарный аппарат, в виде лицензионного Toldi даже повоевавший. В боевых условия непосредственно шведам опробовать L-60 и его вариации так и не довелось. Собственно говоря, не довелось как раз благодаря факту наличия. Швеция и Швейцария оказались единственными крупными государствами Европы, которые остались в стороне от кровавой мясорубки Второй мировой. И если Швейцария - это была мировая копилка, то Швеция была государством с собственным ВПК, который производил вполне современные и местами выдающиеся образцы. Шведские политики успешно лавировали всю войну (тем же немцам шла руда и подшипники), но факт наличия вполне современной армии несколько остужал наиболее горячие головы поступить со Швецией так же, как это случилось с соседними Норвегией и Данией.




  • 1
>но факт наличия вполне современной армии несколько остужал наиболее горячие головы поступить со Швецией так же, как это случилось с соседними Норвегией и Данией.

Про парад на острове была веселая история :)

Так надо рассказать!)

Ну врятли Свиссов можно назвать копилкой, скорее договорная площадка для переговоров. Копилки в драке не живут.

  • 1