Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Category:

Один из лучших в своем классе

Оригинал взят у yuripasholok в Один из лучших в своем классе
В недавнем экспромте по поводу Strv M/38 я говорил, что шведский танк Landsver L-60 по совокупности характеристик был одним из лучших в своем классе. При примерно равной с одноклассниками массе получилась полноценная боевая машина с низким силуэтом, адекватным на тот момент вооружением, достаточно мощным двигателем (142 л.с. на 9 тонн - редкая машина такого класса могла с ним поспорить), при этом вполне просторная и удобная. Strv M/38 не навредила толком и схема с передним размещением ведущих колес. Корпус получился весьма низким. Конечно, пришлось мудрить съемную лобовую деталь корпуса и части крыши, с другой стороны, любое техническое решение несет свои плюсы и минусы. Ну и торсионная подвеска, которая была впервые серийно применена на танке.
На этом фоне даже как-то радостно, что Отто Меркер, который руководил разработкой L-60 (а заодно фактически заложил основу шведского танкостроения), по возвращении на историческую родину не оказался по полной программе вовлечен в немецкое танкостроение. Особенно с учетом того, что за лодками XXI серии он стоял по полной программе. А еще за другой машиной. Некоторое время Отто Меркер стоял у руля Klöckner-Humboldt-Deutz AG, в конце войны разработавшей Е-10. Тот самый, с изменяемым клиренсом. На все сто говорить не буду, но учитывая место работы Меркера в первой половине 30-х годов, все может быть. Намек понятен, я так полагаю ;)

Возвращаясь к одноклассникам. Для сравнения возьмем Strv M/39, более совершенный вариант M/38, который в основном отличается башней.


Для начала, те машины, которые упоминались мной в видео.

Pz.Kpfw.II Ausf.C, практически единственный легкий танк, который может поспорить с шведской машиной по высоте, соотношение мощности к массе почти такое же. При этом стоит на нем автоматическая 20-мм пушка, башня одноместная и весьма неудобная. Радист вообще как папа Карло сидит в каморке. Бак внутри боевого отделения, не попасть сложно. Рациональные углы наклона брони? Нет, не слышали! Quadratisch. Praktisch. Gut.

Т-26 выпуска 1939-41 гг. Боевая масса 10,3 тонны, мощность мотора 91 л.с., максимальная скорость 30 км/ч. Карьера Т-26 была уже на излете, тем не менее, это наш основной танк на начало войны. Классическая компоновка 30-х годов с передним ведущим колесом во всей "красе". При равных габаритах заметно выше, рациональные углы появились, но уже поздновато.


Теперь про остальные.

Pz.Kpfw.38(t), он же LT vz.38. Одна из лучших машин в своем классе с тем же двигателем, что и у Strv M/39, но чуть послабее мощность и масса выше больше чем на полтонны. Не сильно, но выше шведа. Существенный минус - клепаная конструкция, при попаданиях экипаж могло поразить не только вражескими снарядами. Тем не менее, в виду низких темпов производства L-60 и его модификаций именно Strv M/41 (лицензионный LT vz.38) стал самым массовым шведским танком.

Hotchkiss H-39. Все, чем может похвастаться французский танк - это броня, да и та не без труда, но пробивалась немецкими 37-мм пушками. Удивительно, но в итоге двухместная машина, в которой дико тесно, даже выше шведского одноклассника.

M2A4 Light Tank. 4 члена экипажа, один из самых быстрых танков в своем классе, отличная пушка, но - по высоте превосходит всех. По массе тоже в лидерах - уже на уровне танков БТ и круизеров. Также отношение высоте к длине намекает на некоторые проблемы с продольной раскачкой, не зря на M3 Light Tank ленивец сделали заметно больше и спустили на уровень опорной поверхности.

Тип 95. Легче него только англичане, при этом довольно мощный мотор, хорошая подвижность, достаточно просторный внутри (для таких размеров), неплохая пушка. На этом достоинства "Ха-го" и заканчиваются. И, кстати, он получился чуть выше шведского аналога.

Light tank Mk.VI, самый массовый английский танк начала войны. Одновременно самый легкий в подборке. За счет довольно мощного мотора неплохая подвижность, на этом достоинства исчерпываются. Высота... и так все видно.

Light tank Mk.VII, замена "шестерки", которая смогла удержаться в английской армии только за счет переквалификации в авиадесантный. По высоте равен L-60, на тонну легче, двигатель мощнее, так что машина шустрая. Но о рациональных углах брони и речи нет. Да и теснее он, особенно что касается башни.

Cruiser tank Mk.III, фактический аналог L-60. По-моему, и так все понятно.


Такой вот неординарный аппарат, в виде лицензионного Toldi даже повоевавший. В боевых условия непосредственно шведам опробовать L-60 и его вариации так и не довелось. Собственно говоря, не довелось как раз благодаря факту наличия. Швеция и Швейцария оказались единственными крупными государствами Европы, которые остались в стороне от кровавой мясорубки Второй мировой. И если Швейцария - это была мировая копилка, то Швеция была государством с собственным ВПК, который производил вполне современные и местами выдающиеся образцы. Шведские политики успешно лавировали всю войну (тем же немцам шла руда и подшипники), но факт наличия вполне современной армии несколько остужал наиболее горячие головы поступить со Швецией так же, как это случилось с соседними Норвегией и Данией.

Tags: всяко-разно, танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments