Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:

Забавное.

Клэр Ли Ченнолт о советских летчиках в Китае.

"Пока американские дипломаты трудились не покладая рук, чтобы выставить американских летчиков из Китая, им на смену явились Красные ВВС. Русские прислали полностью укомплектованные 4 истребительные и 2 бомбардировочные эскадрильи, которые должны были сражаться с японцами в Китае. Они прибыли осенью 1937 года, еще до падения Нанкина, и оставались в Китае в течение полутора лет. Русские отбыли всего за пару месяцев до того, как в начале осени 1939 года прогремели первые залпы Европейской войны.

Вскоре после японского нападения на Шанхай китайцы отправили официальные просьбы о помощи всем основным державам. Откликнулась одна Россия. Русские не стали колебаться, проводя партизанскую политику, и не задумывались над проблемами идеологии, когда на карту были поставлены их национальные интересы в Китае. Вся советская помощь направлялась центральному правительству генералиссимуса. Русские невзлюбили Чан Кай-Ши после раскола 1927 года, когда он вышвырнул из Гоминдана поддерживаемых ими коммунистов и начал резать их тысячами. Почти 20 лет он вел в Китае против коммунистов безжалостную войну на истребление. Русские отправили помощь генералиссимусу единственно потому, что он представлял самую значительную и самую эффективную силу, противостоящую японцам. Они поддерживали одного Чан Кай-Ши, игнорируя армию китайских коммунистов, которой отчаянно требовалась внешняя помощь. Япония готовилась к нападению на Россию 20 лет, устраивая многочисленные вооруженные провокации вдоль всей сибирской границы. Поэтому русские были готовы помогать любому, кто будет драться с японцами и ослабит их.


Когда взрывы японских бомб в Пирл-Харборе заставили американских чиновников перевести академический интерес к Китаю в практическую плоскость, нам принесло бы много пользы изучение политики русских в Китае. Это позволило бы Соединенным Штатам избежать множества трагических ошибок, которые превратили американскую политику в Китае в огромный ковш, который черпал адское зелье китайских распрей и междоусобной грызни.

Русские предоставили Китаю кредит в 20 миллионов долларов и примерно 400 боевых самолетов, не считая русских эскадрилий, а также зенитную артиллерию. Русские открыли летные и артиллерийские школы для китайцев, проложили маршрут, по которому доставляли снабжение от железной дороги в Туркестане по древнему Шелковому пути через Синьцзян в северо-западный Китай. Хотя об этом мало кто знает, в действительности по данному маршруту в Китай поступило гораздо больше припасов, чем по знаменитой Бирманской дороге. Когда японцы вторглись во Внутреннюю Монголию и поставили под угрозу этот путь, русские выдвинули в Синьцзян бронетанковую дивизию и эскадрилью бомбардировщиков, чтобы защитить свою дорогу в Китай. Японцы прекратили наступление буквально в самый последний момент, избежав столкновения с этими силами. С начала войны летом 1937 года и до конца 1942 года основная помощь поступала в Китай из России. Мне всегда казалось странным, почему японцы ни разу не заявили формальный протест России относительно присутствия танковой дивизии и 6 эскадрилий в Китае, тогда как Соединенные Штаты и Великобританию они буквально засыпали негодующими нотами. Русская помощь поступала в Китай в то время, когда Соединенные Штаты продавали Японии железный лом и высокооктановый бензин в больших количествах, что позволяло японцам бомбить города Свободного Китая.

Русские эскадрильи являлись регулярными подразделениями Красной Армии, укомплектованными кадровыми летчиками и командирами, наземным персоналом и полностью обеспеченными русским снабжением. Этим экспедиционным соединением в Китае командовал генерал Асанов. Вместе с китайскими генералами Моу и Чоу, а также со мной он участвовал в планировании операций. Наше профессиональное сотрудничество было отлично налажено. Русские жили в общежитиях, как это делали позднее и американцы. Корпус военного обеспечения Джерри Хвана построил целую цепочку таких общежитий на всем пути от Хами в Синьцзяне до Нанкина. Русские общежития имели собственную охрану, туда в изобилии поставляли водку и китайских проституток. Вне службы русские вели себя крайне распущенно. Ни один из китайских городов, где они проживали, в последующие годы не жалел о мальчишеских выходках американских летчиков.

Но зато на службе русские демонстрировали примеры железной дисциплины. В отличие от американской практики, когда пилоты коротали время в ожидании тревоги, играя в покер в дежурке, русские летчики неподвижно сидели весь день в тесных кабинах. Они выстраивали свои самолеты вокруг летного поля. Когда звучал сигнал воздушной тревоги, самолеты начинали беспорядочно взлетать во всех направлениях. Но я ни разу не видел, чтобы на взлете не произошло хотя одного столкновения. Честно говоря, несколько раз я предпочел бы оказаться под японскими бомбами, чтобы только не участвовать в этой безумной суматохе. Русские пилоты были упорными и решительными, отличались великолепной физической формой. Они могли спокойно выдержать 12-часовое дежурство, тяжелый воздушный бой и ночную попойку такую обильную, что я не могу припомнить ничего, даже близко на нее похожего. Они были значительно старше и спокойнее, чем американские пилоты. Русские никогда не страдали от боевого переутомления.

Они носили гражданскую одежду, однако сохраняли воинские звания и после возвращения в Россию автоматически получали повышение. Большая часть их жалованья оставалась в России, дожидаясь их возвращения.

Их поведение в бою было непредсказуемым. В какой-то день они решали вообще не сражаться, давали полный газ и уходили, прижимаясь к вершинам деревьев. Зато когда они решали драться, они делали это дружно и настойчиво. Словно стая муравьев, они облепляли японцев и уничтожали их с холодной решимостью. Как и японцы, русские придавали слишком большое значение дисциплине в воздухе и часто терялись, если что-то происходило с лидером. Именно из-за этого русские потерпели одну из самых болезненных неудач, когда японцы отправили группу истребителей перед бомбардировщиками, которые должны были атаковать аэродром. Русские при взлете попали прямо в гущу японских истребителей и приготовились к тяжелой битве, как вдруг их командир получил попадание в мотор и совершил вынужденную посадку. Немедленно все русские истребители развернулись и последовали за ним вниз. Как только они сели, появились японские бомбардировщики и искрошили русских в мелкий фарш. Но в целом, следует признать, японцы избегали тех аэродромов, где базировались русские.

Мне привелось видеть прекрасные воздушные бои между японцами и русскими, которые происходили над Нанкином и Ханькоу. Русские имели истребители-бипланы И-15 — улучшенную версию Боинга Р-12 с вдвое более сильным мотором и 4 синхронными пулеметами, стреляющими через плоскость винта. Кроме того, они располагали истребителями И-16 — маленькими, толстенькими монопланами, напоминающими грубую копию гоночного самолета «Джи Би» Джимми Дулитла. В бою бипланы и монопланы поддерживали друг друга. И-15 использовали маневренность, а И-16 — свою высокую скорость. После того как странная коллекция разнообразных американских, итальянских, немецких и французских самолетов, которые китайцы собрали до войны, была уничтожена в боях, китайские пилоты пересели на русские истребители и бомбардировщики и воевали на них более 2 лет, пока летом 1942 года в Китай не начали поступать по ленд-лизу американские самолеты.

Однажды днем к Нанкину прилетели 9 японских истребителей, чтобы сбросить листовки, требующие капитуляции. Чтобы сразиться с ними, взлетели 5 русских и 1 китайский пилот. Японцы сбили одного русского, и он рухнул, охваченный пламенем, а китайский пилот удрал, оставив 4 русских против 9 японцев. Оставшиеся русские летчики сражались с японцами в течение 20 минут и продемонстрировали великолепный образец оборонительной тактики. Ни одна из сторон не понесла потерь, а потом общая свалка прекратилась, так как обе стороны решили проследить за русским и японцем, вырвавшимися из схватки и устроившими дуэль. Я этого никогда не забуду. Обычно воздушный бой завершается в считанные секунды, может быть, через несколько минут. Эта схватка тянулась 30 минут, причем буквально в каждый момент жизни обоих пилотов висели на волоске.

Японец имел меньший радиус виража, и когда самолеты начали описывать один круг за другим, япошка все ближе и ближе подбирался к точке, с которой мог открыть огонь. После того как он дал первую очередь, русский бросил свой самолет в пике, и противник последовал за ним. Они с воем неслись к земле, но вдруг русский сделал бочку, и когда япошка проскочил мимо него, дал очередь. Из всех самолетов, какие я только видел, лишь русский был способен на этот маневр. Затем противники принялись демонстрировать все фигуры высшего пилотажа, какие только имелись в учебниках. Япошка все время вписывался внутрь виража русского, но тот с помощью бочек пропускал его. Наконец оба израсходовали боеприпасы и разлетелись в стороны. Я находился на аэродроме, когда русский вылез из кабины. Он был ростом около 6 футов, а волосы были подстрижены ежиком. Его рубашка была мокрой насквозь от пота и приклеилась к спине, а сам летчик выглядел так, словно побывал под проливным дождем. В ногу ему попала пуля, и кровь струилась из раны. Позднее этот русский был убит в Европе, когда командовал группой Р-40, сражавшейся против немцев.

В другом бою над Нанкином один русский атаковал 3 японских истребителя и повредил их, прежде чем сам был сбит противником.

Русские участвовали в одном из самых ужасных разгромов, которые были когда-либо устроены японцам в воздухе. После падения Нанкина главной целью японской авиации стал Ханькоу. Мы были уверены, что весной 1938 года японцы используют возможность отпраздновать день рождения Хирохито, нанеся сокрушительный удар по временной китайской столице.

И вот русские командиры, Моу и Чоу, несколько адъютантов генералиссимуса и я собрались, чтобы набросать свой собственный сценарий празднования дня рождения императора. Японцы имели несколько довольно неприятных стычек с русскими над Ханькоу, и поэтому их визиты стали нерегулярными. Чтобы подбодрить их в день рождения Хирохито (29 апреля), мы намеренно убрали истребители, прикрывавшие Ханькоу. 28 апреля все китайские и русские истребители улетели с огромным шумом и помпой. Они кружили над городом на малой высоте, чтобы все могли их видеть и слышать, а потом взяли курс на Нанчань. Японские агенты, которые кишели в Ханькоу, как клопы в гостиничной койке, сообщили об этом, не дождавшись, пока самолеты улетят.

А через час все истребители повернули назад и приземлились на аэродроме Ханькоу, подкравшись на высоте деревьев. Они не делали обычных кругов, и в сумерках их никто не заметил. Мы с Билли МакДональдом специально поднимались на крыши самых высоких зданий Ханькоу. Мы не видели и не слышали, как вернулись истребители.

На следующее утро, во время завтрака, завыли сирены воздушной тревоги. Сеть оповещения передала, что 15 бомбардировщиков летят со стороны Нанкина, а большая группа истребителей поднимается вдоль по реке от Уху. Японцы держали свои истребители на передовых аэродромах в районе Уху, чтобы они могли сэкономить топливо и долететь до Ханькоу, принять участие хотя бы в коротком бою и вернуться. Для японских истребителей возвращение в Уху всегда представляло серьезную проблему, и мы решили в этот день сделать ее еще сложнее. 20 китайских пилотов на русских самолетах патрулировали южные подходы к аэродрому Ханькоу. Они имели приказ как можно дольше связывать боем вражеские истребители, чтобы те израсходовали бензин. Наши главные силы из 40 истребителей лениво выписывали в небе восьмерки примерно в 30 милях восточнее Ханькоу, перекрывая прямой путь на Уху. Они должны были атаковать япошек, когда те останутся без бензина и не смогут вести бой.

Японцы совершили большую ошибку, так как при подходе к цели сделали большой крюк к югу и развернулись над Вучангом, чтобы разбомбить аэродром раньше, чем китайские истребители успеют атаковать их. Япошки явно не собирались сражаться долго. Через несколько минут я увидел, как японские истребители вышли из боя и покачали крыльями, давая сигнал перестроиться и возвращаться домой. Китайцы сумели сбить несколько бомбардировщиков, но в целом вражеская группа пострадала мало и улетела в полном порядке.

Я весело рассмеялся, так как увидел, что они повернули прямо на Уху. Именно там со стороны солнца кружили русские, ожидая их, как стая злобных ястребов.

Атака русских была выполнена превосходно. При первом ударе бомбардировщики были отсечены от истребителей. Пока часть русских истребителей занималась бомбардировщиками, остальные погнались за японскими истребителями. У япошек просто не хватало бензина, чтобы развернуться и принять бой. 3 бомбардировщика сумели спастись, однако ни один истребитель не вернулся в Уху. В этот день русские и китайские пилоты сбили от 36 до 39 самолетов. Были потеряны 9 китайских истребителей, 4 пилота погибли. Русские потеряли 2 самолета, но все пилоты остались живы. Этой же ночью японское радио радостно возвестило, что над Ханькоу сбиты 52 китайских самолета в ознаменование дня рождения императора.

Русские использовали Китай как испытательный полигон для проверки своего оружия и тактики в боях против японцев, как потом делали в Испании, сражаясь против немцев и итальянцев. Эскадрильи менялись каждые 6 месяцев, чтобы как можно больше летчиков Красной Армии приобрели боевой опыт. В конструкцию вооружения истребителей и прицелов по опыту боев в Китае были внесены изменения. Я уверен, что замена пулеметов на пушки и усовершенствование прицелов стоило жизни многим пилотам Люфтваффе в боях над Европой
."
Tags: история, самолетики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments