Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:

М-дя

"Разбор двустороннего учения ВВС и ПВО страны летом 1950 года

ПРИКАЗ ОБ ИТОГАХ ДВУХСТОРОННЕГО АВИАЦИОННОГО УЧЕНИЯ ВВС СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЙСК ПВО СТРАНЫ

№00171 16 августа 1950 г.

В июле месяце 1950 г. Генеральным штабом Советской Армии было проведено двухстороннее авиационное учение ВВС Советской Армии и Войск ПВО страны.
На учении отрабатывались темы:
Для нападающей стороны — «Воздушная операция Дальней авиации по уничтожению стратегического объекта в глубине страны противника в условиях противодействия ПВО».
Для отражающей стороны — «Воздушная оборонительная операция группы районов ПВО по отражению налетов авиации противника на стратегический объект в глубине страны».
На учение привлекались:
с нападающей стороны: командование и штаб Дальней авиации в сокращенном составе; 5 авиаполков дальних бомбардировщиков, 2 авиаполка истребителей дальнего сопровождения и один полк ближних бомбардировщиков;
с отражающей стороны: командование и Главный штаб Войск ПВО страны, командование и штабы Московского, Донбасского, Киевского районов ПВО и оперативная группа Сталинградского района ПВО, 20 истребительных авиационных полков, одна зенитно-прожекторная дивизия, 3 полка ВНОС и семь ОРТБ BНOC.
Общими учебными целями учения ставились:
Для нападающей стороны:
- проверить умение авиачастей дальней авиации обнаружить цель и метко поразить ее с больших высот;
- проверить действия дальней авиации в нанесении массированных и групповых ударов днем и одиночными самолетами ночью па глубину свыше 2000 км в условиях противодействия сильной ПВО;
- дать практику командованию и штабам дальней авиации в организации управления боевыми действиями авиачастей и соединений при выполнении ими задач на глубине свыше 2000 км;
- дать практику авиачастям дальней авиации в ведении воздушного оборонительного боя на больших высотах при наличии истребителей дальнего сопровождения и без них.
Для отражающей стороны:
- проверить готовность истребительной авиации районов ПВО к уничтожению одиночных самолетов и отражению эшелонированных и массированных налетов бомбардировочной авиации днем и ночью;
- дать практику командованию и Главному штабу Войск ПВО страны в планировании и организации отражения налетов бомбардировочной авиации;
- проверить командование и штабы ПВО в организации, планировании и проведении воздушной оборонительной операции;
- дать практику командованию и штабам истребительной авиации ПВО страны в управлении действиями истребителей и сосредоточении крупных групп истребителей при ведении воздушной оборонительной операции;
- дать практику зенитно-прожекторным частям в поиске и сопровождении целей на средних и больших высотах;
- проверить службу ВНОС в организации обнаружения самолетов противника на больших высотах и своевременного оповещения войск.
Основные замечания по игре:
Проведенное двухстороннее авиационное учение явилось крупным мероприятием в боевой и оперативной подготовке ВВС Советской Армии и Войск ПВО страны.
Участвовавшие в учении штабы, соединения и части обеих сторон получили практику в подготовке и ведении боевых действий днем и ночью в сложных метеоусловиях.
Вместе с тем на проведенном учении были отмечены крупные недочеты, основными из которых являются следующие:
По нападающей стороне:
1. Штаб Дальней авиации плохо обеспечил в метеорологическом отношении полеты групп бомбардировщиков и особенно 45-й бомбардировочной авиадивизии, выполнявшей главную задачу.
Как известно из опыта Великой Отечественной войны и послевоенной практики, разведка погоды имеет особенно большое значение при выполнении полетов в сложных метеорологических условиях и на большие расстояния. Этот ценный опыт не был использован штабом Дальней авиации, вследствие чего мощная кучевая облачность на маршруте полета в районе Дно явилась для командования ДА и командира 45 тбад полной неожиданностью.
2. Командование и штаб Дальней авиации не организовали твердого и непрерывного управления авиачастями и соединениями с земли.
Во время полета 45 тбад положение дивизии в воздухе не было известно и полет дивизии фактически происходил без управления ею со стороны командования ДА.
Имея разрешение командования ДА на обход облачности, командир 45 тбад генерал-майор авиации Набоков самовольно принял решение на коренное изменение маршрута полета, на 425 км в сторону от заданного маршрута, не доложив об этом командующему Дальней авиацией.
Это решение командира 45 тбад является совершенно неправильным и недопустимым, так как подобное отклонение от заданного маршрута в действительной обстановке может привести к срыву выполнения поставленной задачи и большим потерям своей авиации.
3. Управление 45 тбад в воздухе было неудовлетворительное. Полет 45 тбад проходил неорганизованно, с недопустимой растяжкой боевого порядка, а при выходе частей дивизии из облачности командир дивизии не принял мер к сбору дивизии, что в действительной обстановке могло привести к уничтожению авиадивизии по частям.
Плохое управление авиачастями в воздухе со стороны командира 45 тбад привело к тому, что авиадивизия на цель вышла в расстроенных боевых порядках, с опозданием на 35 мин., бомбометание производила в течение 40 мин., вместо положенных 5 мип. На обратном маршруте 45 тбад совершала полет также неорганизованно, без сохранения боевого порядка, что в условиях действительной боевой обстановки могло повлечь большие потери.
4. Уровень боевой подготовки частей 45 тбад пе отвечает требованиям приказа МВС 1949 г. № 0250, что подтверждается результатами выполнения маршрутных дневных полетов и бомбометания авиаполками 45 тбад: 362 тбап выполнил хорошо; 203 тбап — удовлетворительно; 52 гв. бап — плохо.
Неудовлетворительное бомбометание одного полка днем и двух экипажей ночью, а также отказ прицела в воздухе свидетельствуют о неодинаковом уровне бомбардировочной подготовки и недостаточном освоении экипажами самолетов Ту-4 радиолокационного прицела «Кобальт».
По отражающей стороне:
1. Основным недочетом в действиях отражающей стороны является безнаказанный пропуск главных сил авиации нападающей стороны (45 тбад) через Московский район ПВО к цели, находившейся в глубине страны.
Несмотря на то что полет главных сил и вспомогательных групп нападающей авиации был своевременно обнаружен службой BНOC ПВО страны, командование Московского района ПВО неправильно оценило воздушную обстановку и не придало значения донесениям постов BНOC о повороте главных сил на юг. Одиночный самолет, следовавший по заданному маршруту в удалении на 400 км от фактического маршрута полета главных сил, неправильно и предвзято рассматривался командованием Московского района ПВО основной целью, и оно подняло на его отражение семь истребительных авиаполков.
Командование и Главный штаб Войск ПВО страны не только не исправили эту крупную ошибку Московского района, но и усугубили ее, так как распоряжением начальника войск BНOC ПВО страны все радиотехнические станции западного направления Московского района ПВО в период пролета главных сил нападающей стороны были выключены, в результате чего эти главные силы безнаказанно проникли через Московский район ПВО к цели, расположенной в глубине страны, выполнив свою задачу.
2. Некоторые командиры и штабы плохо анализировали донесения, поступавшие от радиотехнических постов BНOC, воздушная разведка противника не была организована, вследствие чего воздушная обстановка в ряде случаев освещалась неполно и оценивалась неправильно.
3. Управление радиотехническими постами ВНОС осуществлялось неудовлетворительно, так как командиры радиотехнических батальонов фактически были устранены от руководства подчиненными им постами, а начальники войск BНOC районов ПВО, взявшие непосредственно на себя управление радиотехническими постами, с этими задачами не справились.
4. Штабы всех степеней и летный состав не имеют достаточной практики в использовании радиосредств для управления истребительной авиацией.
5. Некоторые командиры соединений и частей истребительной авиации не всегда создавали превосходство в силах своих истребителей над бомбардировщиками, в результате чего нарушалось требование — бить воздушного противника до полного уничтожения па всем пути его полета.
6. Расчетные рубежи ввода в бой истребительной авиации часто назначались без учета времени, необходимого для оповещения о воздушном противнике и для взлета истребителей, в зависимости от условий каждого аэродрома.
7. В Московском районе ПВО, вследствие отсутствия достаточного контроля со стороны командования и штаба района, радиолокационная система наведения истребителей на цель работала без тесного взаимодействия с радиолокационной системой BНOC района ПВО.
Выводы по работе командования и штабов:
1. Бывший командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант авиации Николаенко и начальник штаба ДА генерал-лейтенант авиации Кролепко не справились полностью со своей работой по организации управления и обеспечения полетов соединений и частей дальней авиации, что и повлекло за собой в значительной степени недочеты в действиях дальней авиации на учении.
2. Главный штаб Войск ПВО страны (начальник Главного штаба по учению генерал-лейтенант авиации Лаврик) не обеспечил должного управления войсками, особенно в вопросах организации службы ВНОC. К недочетам Главного штаба Войск ПВО страны следует также отнести слабый контроль за исполнением отданных войскам приказаний и распоряжений, отсутствие должного руководства разведывательным отделом и взаимодействия между управлениями и отделами штаба.
Управление службы ВНОС ПВО страны (и.о. начальника Управления генерал- лейтенант авиации Адриашенко) со своими задачами на учении не справилось.
3. Командующий истребительной авиацией ПВО страны генерал-лейтенант авиации Савицкий с задачами по управлению истребительной авиацией в основном справился, но допустил следующие недочеты:
- руководство боевой деятельностью авиасоединений и частей осуществлял непосредственно через их командиров, минуя командующих воздушными армиями;
- при решении большинства вопросов по организации боевой деятельности истребительной авиации и управлению он в ходе боя не опирался в достаточной мере на свой штаб и решал их без участия и помощи штаба.
4. Командующий войсками Московского района ПВО генерал-полковник Москаленко и Врид начальника штаба генерал-лейтенант Казарцев допустили крупные ошибки в вопросах организации разведки воздушного противника, в ряде случаев неправильно и недостаточно глубоко анализировали воздушную обстановку, в результате чего принимались необоснованные, предвзятые решения по использованию истребительной авиации.
Командующий 64-й воздушной истребительной армией Московского района ПВО генерал-майор авиации Фокин допускал неправильную практику отдачи распоряжений на вылет авиации непосредственно командирам эскадрилий и даже звеньев.
5. Командующий войсками Донбасского района ПВО генерал-лейтенант Шафранов и Врид начальника штаба полковник Степанов, Врид командующего войсками Киевского района ПВО генерал-майор артиллерии Волкинштейн и Врид начальника штаба полковник Кузьминский, командующий оперативной группой Сталинградского района ПВО генерал-лейтенант Подгорный и начальник штаба генерал-майор авиации Факов, Врид командующего 34-й воздушной истребительной армией генерал-майор авиации Малашкевич и Врид начальника штаба полковник Фатющенко со своими задачами справились.
Выводы по работе летно-технического состава:
1. Индивидуально летный состав бомбардировочной авиации, участвовавший в учении, показал хорошие навыки при выполнении полета в сложных метеорологических условиях, на большую глубину и большой радиус действия как днем, так и ночью.
Уровень бомбардировочной подготовки летного состава полков неодинаковый.
Летный состав истребительной авиации вполне удовлетворительно подготовлен для ведения боевых действий на реактивных самолетах днем в составе эскадрильи и полка как на средних, так и па больших высотах.
Летчики-ночники подготовлены к действиям в сложных условиях в световых прожекторных полях, но подготовлено их очень мало.
Инженерно-технический состав в основном овладел правилами эксплуатации современных самолетов и обеспечил хорошую подготовку к учению материальной части и специального оборудования.
2. К недочетам службы ВНОС необходимо отнести неправильное определение состава групп бомбардировочной авиации, и особенно высоты их полета, а также снижение качества работы в сложных условиях воздушной обстановки.
3. Основными недочетами в работе связи являются:
- не всегда устойчивая радиосвязь земли с самолетами и между самолетами в воздухе;
- недостаточная натренированность личного состава в передаче цифрового текста, в результате чего имели место искажения передач, поступающих от радиотехнических постов.
В целях повышения боевой готовности и боевой подготовки Войск ПВО страны и дальней авиации и для устранения недочетов, вскрытых на двухстороннем авиационном учении, приказываю:
1. Главнокомандующему ВВС Советской Армии и командующему Войсками ПВО страны разработать конкретные мероприятия по устранению вскрытых на проведенном учении недочетов.
2. Главнокомандующему ВВС Советской Армии организовать обучение до конца 1950 г. всех экипажей самолетов Tу-4 полетам в сложных метеорологических условиях и полетам с использованием системы ОСП, в соответствии с решением Совета Министров Союза ССР от 16 января с.г. за № 230-68сс.
3. До 1 января 1951 г. провести, совместно с истребительной авиацией ПВО, летные учения бомбардировочных полков на самолетах Ту-4 45-й и 13-й бомбардировочных авиадивизий дальней авиации и до конца текущего года одно учение 45-й бомбардировочной авиадивизии с полетом в сложных условиях на дальность до 1000 км.
На учениях отработать организацию разведки погоды самолетами, вопросы управления боевыми порядками соединений и частей ДА с земли и в воздухе в сложной метеорологической обстановке, выход бомбардировщиков на цель в за-данное время в боевых порядках в составе полка и дивизии, определение цели и высоты ее полета радиолокационной системы BНOC ПВО страны и наведение ис-требительной авиации на цель.
4. До конца учебного года обучить все полки дальней авиации качественному бомбометанию с прицелом «Кобальт»: с 52-м бомбардировочным полком 45-й бомбардировочной авиадивизии, показавшим на учении неудовлетворительные результаты бомбометания, организовать подготовку экипажей по специальному плану и до 15 ноября с.г. провести летное учение с бомбометанием в составе полка, в сложных условиях и на предельных высотах.
5. Главнокомандующему ВВС Советской Армии на оперативной игре на местности, проводимой в сентябре с.г. по плану оперативной подготовки с привлечением 50-й воздушной армии ДА, тщательно отработать вопросы управления действиями соединений ДА и обеспечения их при массированном использовании дальней авиации.
Главнокомандующему ВВС и командующему Войсками ПВО страны до 1 сентября с.г. уточнить планы боевой подготовки Дальней авиации и Войск ПВО страны на оставшийся период текущего учебного года с учетом проведения мероприятий во исполнение настоящего приказа.
Планом боевой подготовки на 1951 г. предусмотреть проведение совместных летных учений соединений и частей дальней авиации на самолетах Ту-4 с истребительной авиацией ПВО с привлечением службы BIЮС и зенитных прожекторных частей.
6. Командующему Войсками ПВО страны на предстоящих учениях ПВО в Ленинградском районе (август) и Бакинском районе (октябрь) отработать вопросы управления службой ВНОС и проверить соответствие организации частей ВНОС выполняемым ими задачам.
Распоряжением Главнокомандующего ВВС Советской Армии, для участия в учениях Бакинского района ПВО, выделить один бомбардировочный полк на самолетах Ту-4, предусмотрев отработку с этим полком задач, поставленных настоящим приказом.
7. Командующему Войсками ПВО страны в течение августа и сентября с.г. провести в районах ПВО страны контрольный облет радиотехнических постов BНOC авиацией для тренировки личного состава постов ВНОС в определении цели и высоты се полета. Облет производить внезапно, в сложных условиях воздушной обстановки с применением помех.
8. Командующему Войсками ПВО страны совместно с Главнокомандующим ВВС к 1 сентября с.г. представить согласованный план облета авиацией не менее половины радиотехнических постов ВНОС, расположенных в приграничной полосе.
9. Шире практиковать поощрение летного состава и командиров соединений и частей дальней авиации и истребительной авиации ПВО, успешно выполняющих задачи боевой подготовки.
10. Начальнику Генерального штаба Советской Армии до 1 января 1951 г. рассмотреть вопросы о недочетах в организации и оснащении, базировании истребительной авиации, инженерно-авиационной службе и материально-техническом обеспечении войск ПВО и подготовить предложения для доклада мне и представления на решение правительства.
11. Настоящий приказ довести до командующих и начальников штабов районов ПВО, воздушных армий дальней авиации и ПВО страны.
С командирами авиакорпусов и авиадивизий приказ изучить в части, их касающейся.
12. Исполнение настоящего приказа донести к 1 декабря 1950 г.

Заместитель Военного министра СССР
Маршал Советского Союза СОКОЛОВСКИЙ

Врид начальника Генерального штаба Советской Армии
генерал армии МАЛАНДИН"
(с)уч.Boris ВИФ2ne
Tags: история, самолетики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments