Сразу оговорюсь – что такое демократия представляю плохо. Когда государство называет тебя «негражданином» (скор. «негром») и лишает при этом права избирать, быть избранным + еще уймы всяческих прав, членом демократического общества ощущаешь себя плохо. Куда чаще в памяти всплывает полузабытое южно-африканскими неграми словечко «апартеид».
Однако судя по сообщениям СМИ, в других странах с этой самой демократией тоже не все ладно. Причем даже в тех, которые гордо именуют себя её светочем и оплотом и старательно разносят плоды оной демократии вместе с ней самой по остальному миру в виде полиграфической продукции, кино-, радио-, теле-, поли-, моно, стереозвуков, а также всевозможных видов высоко- и не очень точного оружия.
И, кажется, я знаю почему.
Большинство из нас учились в школе. Некоторые даже сумели отметиться в яслях, детском саду, а кое-кто – даже в т.н. высших учебных заведениях. Учились по-разному – но минимально положенный за преступление под названьем «детство» срок отсидели, думаю, почти все.
А в этой самой школе... возьмем, например, урок математики. Идет контрольная, тридцать школьников и школьниц старательно решают одну-единственную задачу. Решили... правда, ответы не у всех одинаковые – оно и понято, люди разные, кому-то одна цифра нравиться, кому-то другая... и это нормально, это, по идее, радовать должно.
Как думаете, какой ответ будет считаться правильным? Ах, вы не думаете, вы знаете! Ну-ну. Вообще-то, исходя из основ демократии (как я их понимаю) – таковым должен быть засчитан тот, который дало (т.е. проголосовало за него) большинство. На практике же ничего подобного нет – правильным ответом назначается тот, который таковым сочтет учитель. Один человек. Разве это не авторитаризм чистейшей воды?!
И кошмар этот повторяется из урока в урок, из года в год – в неокрепшие детские души раз за разом вколачивается мысль, что прав всегда тот, кто старше и сильнее. А свобода выдается поминутно, на редких переменах, от звонка до звонка...
Спрашивается, разве могут построить хоть сколько-нибудь подлинно демократическое общество люди, подвергнутые столь подавляющей обработке? По-моему – ни в жисть! Увы и ах!