Генерал-лейтенанту тов.Федоренко.
Штакор 25 мехкорпуса Тереховка 27.7.41 г.
С особым возмущением докладываю вам о фактах совершенно неправильного и нецелесообразного использования 25 МК. 18 июля мехкорпус сосредоточился на правом фланге 21-й армии. 50-я танковая дивизия получила задачу во взаимодействии с 57-м стрелковым корпусом ликвидировать ВЫХОВСКУЮ группировку противника, 219-я мотострелковая дивизия – занять ПРОПОЙСК.
Для 25-ого мехкорпуса это значило действовать в двух противоположных направлениях: одна дивизия на запад, другая – на восток. Если к этому прибавить:
1. Приказ командарма 21-ой армии генерал-лейтенанта Герасименко о передаче двух батальонов танков Т-26 стрелковым корпусам (50 танков, которые больше не вернулись).
2. Неоднократные приказы командарма 21-й армии генерал-полковника тов.Кузнецова о придаче танков Т-34 и Т-26 стрелковым корпусам.
3. Болотисто-лесистую местность с узкими дорогами и необученность водителей (батальоны танков Т-34 из Орловского и Сталинградского училищ прибыли с совершенно необученными водителями), станет совершенно понятным, почему за 10 дней боевых действий 50 танковая дивизия понесла безвозвратными потерями 18 танков Т-34 и 25 танков Т-26, провела 18 средних ремонтов танков Т-34 и 40 ремонтов танков Т-26 и превратилась в танковый батальон в составе 25 танков Т-34 и 20 танков Т-26. Это из общего числа – 64 танка Т-34 и 65 танков Т-26, не решив ни одной большой задачи по разгрому противника.
219-я мотострелковая дивизия, получив задачу овладеть ПРОПОЙСКОМ начала бой батальонами без артиллерии, т.к. сразу поднять её нечем. Ведя бой самостоятельно, понесла большие потери – 3000 чел., а начсостава осталось по 15-16 чел. в полку
...
Опыт показывает, что наши замечательные танки Т-34, двигаясь вслепую, без разведки, по лесу, наталкиваются в упор на орудия, которые их расстреливают. Необходима разведка на мотоциклах и броневиках. Это целиком относится к 50-й танковой дивизии.
Я просил, чтобы мне дали матчасть и только 10 дней для подготовки, чтобы научить элементарным боевым приемам. Уверял, что Народный Комиссар Обороны обо всем этом не знает. Я уверен, что никому не позволено снабжать противника нашими замечательными танками, а в действительности так и получается: от неумелого вождения горят главные и бортовые фрикционы, гнуться тяги передач и машина остается на поле боя под расстрел противника.
...
Некоторые выводы:
1. Успех танков нужно немедленно закреплять мотопехотой.
2. Действия танков должны быть обеспечены средствами наземной разведки (мотоциклы и бронемашины), и обязательно постоянно приданными средствами авиаразведки, на танковую дивизию – разведэскадрилья.
3. Для большего успеха танковых дивизий необходимо взаимодействие с авиацией из расчета полк пикирующих бомбардировщиков на танковую дивизию.
4. Придача танков из танковых дивизий стрелковым для тесного взаимодействия, кроме вреда и потери танков ни к чему не приводят. Общевойсковые начальники задачи танкам ставят неправильно и когда танк подбит или остановился в расположении противника, просто бросают его (случаи в 151-й и 187-й стрелковых дивизиях).
5. Танки Т-34 замечательные машины. Нужно конструктивно изменить:
а) облегчить натяжку гусениц, производя последнюю снаружи.
б) сделать прочнее главные и бортовые фрикционы (горят и коробятся).
в) тяги коробки перемены передач гнуться
г) перископ и панораму нужно защитить броней, т.к. из боя танки выходят в большинстве с побитыми перископами, панорамами и триплексами.
6) На пулеметы и пушки сделать с боков броневые щиты. Были 4 случая попадания в пушку и срезания пулеметов.
7) Увеличить прочность гусениц, ленивцев и ведущих колесю
8) Рации 71ТК для танка Т-34 негодные, капризные и часто отказывают.
9) Присланные заводские бригады работают хорошо, только они выручают в ремонтах.» (с)наш :))))
P.S. Вообще доки 25-ого МК и 50-й тд в частности заметно превосходят по количеству жЫра и лузлов средний уровень...