Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:

"Атака века" по-американски.

Отрывок из будущего текста ув.HorNet-а (выкладывается с любезного разрешения автора).

"МакКласки вел свои 32 пикировщика все тем же курсом 231 градус, со скоростью 110 узлов, на большой высоте в 20 тысяч футов. Не все самолеты выдерживали эту высоту весь маршрут, ибо далеко не у всех пилотов нормально функционировало кислородное оборудование – многие периодически теряли сотни метров. Одним из тех, кто старался не опускаться, борясь с клапанами кислородных баллонов, был командир VB-6. Такая нагрузка на лёгкие Ричарда Беста привела к очень серьезным последствиям – у офицера активизировался скрытый туберкулёз. Однако Бест держал свое место в строю.
Полет двух эскадрилий «донтлессов» продолжался по плану до 09.20 – в этой точке, в 142 милях от места взлёта, МакКласки ожидал обнаружить противника. Однако море внизу было пустынным. К борьбе за кислород добавилась еще одна проблема – двигатель самолет энсайна Шнейдера из VB-6 с самого начала потреблял чуть ли не двойную норму топлива, и лететь в прежнем режиме этому «донтлессу» (6-В-8) оставалось не более получаса. Похожие топливные проблемы, хотя и не столь насущные, возникли еще у пятерых пилотов.
В 09.20, ничего не найдя в расчетной точке, МакКласки слегка изменил курс вправо, и еще 15 минут летел на юго-запад. Но и в 09.35 внизу простиралась бескрайняя равнина самого большого океана планеты – и никакого намёка на врага. В этой точке МакКласки, в соответствии с поисковой доктриной, повернул эскадрильи на курс 315 градусов, намереваясь провести 50-мильный поиск на перпендикулярном основному курсе. В 10.00 он планировал еще один поворот вправо, на северо-восток, еще один короткий поисковый галс на этом курсе – и поворот домой. Так бы и произошло, если бы не старая подводная лодка «Наутилус» и ее преследователь – ЭМ «Араши», возвращавшийся к соединению курсом NNE. В 09.33 «Араши» сбросил на «Наутилус» последнюю серию глубинных бомб (по докладу командира лодки коммандера Брокмана – оказавшуюся самой близкой и опасной), и поспешил на встречу с Кидо Бутай. В 09.55 МакКласки увидел кильватерный след «Араши», полминуты спустя – сам эсминец. Резонно предположив, что этот корабль (МакКласки сначала опознал его как лёгкий крейсер) идет на рандеву с соединением, CEAG лёг на курс, параллельный белому кильватерному следу.
В 10.02 этот курс вывел 32 SBD «Энтерпрайза» на Кидо Бутай. Именно в 10.02 МакКласки увидел в бинокль «Кага», и чуть позже «Акаги» и «Кирисима», всего в 35 милях к северо-востоку от себя.
Вопреки широко распространенному с лёгкой руки М.Футида и М.Окумия мифу о том, что в это время на полетных палубах всех четырёх японских АВ были размещены ударные волны, следует сказать, что это относительно верно только для «Хирю» - по всей видимости, на его палубе уже находились 9-12 пикировщиков и несколько истребителей. На трёх остальных АВ на полетных палубах располагались лишь единичные А6М2, перевооружаемые и заправляемые для отражения последующих атак. Все ударные самолёты ещё находились в ангарах, процедура споттинга на «Акаги», «Кага» и «Сорю» даже еще не начиналась.
Несколько сложнее разобраться с докладом о противнике. Ландстрём, Паршалл и Тулли указывают, что точно в 10.02 CEAG передал: «Это МакКласки. Увидел противника!», однако на TF-16 и TF-17 этого доклада не получали. Автор биографии адмирала Спрюэнса Томас Бюэлл, описывает это иначе – после того, как в 10.08 Браунинг начал истошно орать в микрофон «МакКласки, атакуйте, немедленно атакуйте!», ошибочно реагируя на доклад Грея (от 10.00), в эфире раздался спокойный голос самого МакКласки: «Конечно, как только я найду этих ублюдков». Однако в 10.08 МакКласки уже видел противника и сближался с ним, так что, вероятно, и отсутствие доклада на КП TF-16, и всевозможные слухи вокруг него – следствие неразберихи, которая всякий раз возникала (да и возникает) в радиоканалах управления авиацией в момент обнаружения противника.
Две эскадрильи «Энтерпрайза» сближались с обнаруженным противником, следуя на большой высоте. В этот момент на самолете Тони Шнейдера закончилось горючее, и он отвернул на юг, готовясь к вынужденной посадке. У МакКласки остался 31 «донтлесс». Все они приняли участие в атаке, которая пока еще считается самой значительной воздушной атакой во всей истории американской военно-морской авиации.
Кроме собственно сближения с противником, пилоты пикировщиков рассчитывали получить два весьма важных преимущества – атаковать против ветра и со стороны солнца. В данном случае это значило одно и то же – перед поворотом влево на боевой курс и непосредственной атакой как бы изнутри японского ордера, они должны были как можно дольше находиться на северо-восточном курсе. Делать не надо было решительно ничего – просто ждать, пока самолеты пересекут внешнюю линию охранения ордера и достаточно углубятся в него. Небо вокруг было чистым – ни одного неприятельского самолета, ни одного разрыва зенитного снаряда. Все сорок два японских истребителя, находящихся сейчас в небе над Кидо Бутай, или занимались атаками торпедоносцев VT-3 дальше к северу, или гонялись за тремя «уайлдкэтами» Джимми Тэтча из VF-3 примерно там же – вероятно, это звено оттянуло на себя около трети сил японского БВП, хотя абсолютно никак не угрожало самим авианосцам.
Все, казалось бы, складывалось как нельзя лучше. Однако именно в этот момент МакКласки допустил ошибку, которая чуть было не стоила страйку половины его успеха.
Лишь недавно начавший летать на пикировщике, бывший истребитель Кларенс Уэйд МакКласки чётко помнил, что каждая эскадрилья должна атаковать отдельный авианосец. В момент начала атаки вся группа пикировщиков «Энтерпрайза» и видела под собой только корабли 1-й дивизии – «Акаги» и «Кага». Но именно в соответствии с доктриной применения пикировщиков USN, лидирующая эскадрилья (в данном случае VS-6) должна была нанести удар по более удалённой цели («Акаги», находящийся справа), а ведомая (VB-6) – по ближайшей («Кага», идущий скоростью 24 узла слева от головной секции МакКласки). Именно так и представлял дело Ричард Бест, передавший МакКласки в 10.12: «Атакую согласно доктрине». Она предписывала атаковать «Кага». Очень вероятно, что в данный момент приемники самолета CEAGа были настроены только на командную частоту VS-6, и МакКласки этого доклада не слышал. Зато он сам именно в это время приказал Бесту атаковать более удалённый авианосец, «Акаги» (понятно, Бест его тоже не слышал), а командиру VS-6 л-ту Эрлу Галлахеру – ближайший, «Кага», что противоречило доктрине. Но Галлахер этот приказ принял, и спорить с ним не стал. В результате, в 10.17 все 31 SBD «Энтерпрайза» находились в готовности атаковать только один авианосец – «Кага». Первым это и сделал сам МакКласки – перевернувшись через крыло и крикнув в микрофон «Эрл, следуйте за мной вниз!», он открыл воздушные тормоза и устремился к «Кага» минутой позже. Ведомые CEAG’а и 6-я разведывательная эскадрилья поочередно последовали за ним, в то время как 6-я бомбардировочная, находясь позади и чуть левее, еще продолжала горизонтальный полёт.
Вереница «донтлессов» VS-6 падала на корабль капитана 1 ранга Окада с углом пикирования 70-80 градусов, пересекая его курс с левого борта, на кормовых курсовых углах – и никто на ходовом «Кага» об этом еще не знал. В 10.19 корабль получил светограмму с «Хирю»: «Вражеские пикировщики прямо над вами». Она и стала первым свидетельством атаки. За три минуты, до 10.22, когда вокруг стали падать бомбы, Окада и его корабль успели многое – «Кага» увеличил ход до 26 узлов, прекратил левый поворот в ветер для запуска истребителей, резко повернув, напротив, вправо, на северо-запад, пытаясь уклониться от удара. Одновременно был открыт зенитный огонь.
В это самое время, вводя самолет в пикирование, лейтенант Бест вынужден был прервать его из-за опасений столкнуться с самолетами VS-6, которые, как оказалось, пикировали на ту же самую цель. Вместе с комэском и по его команде, прекратили пикирование и его ведомые, мл. л-т Крёгер и энсайн Уэбер. Командное звено VB-6, потеряв часть высоты, выровняло самолеты и продолжило полет на север, наблюдая за происходящим внизу. Остальные самолеты VB-6, не обращая внимания на команду Беста, продолжили удар по «Кага». Таким образом, атаку по этому кораблю выполнили 28 из 31 «донтлесса».
Маневр на уклонение, который Окада предпринял ок. 10.20, дал свои плоды – первые три самолета, то есть секция самого МакКласки, по цели промахнулись. Однако пикировавший четвертым Галлахер пустил, наконец, первую кровь – он попал 227-кг бомбой в полётную палубу «Кага» в районе кормового самолетоподъемника. Бомба пробила палубу и взорвалась в жилых помещениях на уровне верхнего ангара, вызвав там большой пожар. Однако на мостике авианосца это попадание, скорее всего, даже не заметили.
Более того, плоды начал приносить и зенитный огонь – пятый в очереди самолет энсайна Стоуна сбросил бомбы неточно, а шестой, 6-S-3 энсайна Робертса, выполнив сброс, был сбит огнем 25-мм автоматов авианосца и рухнул в воду. Его бомба тоже прошла мимо.
Зато седьмой самолет, который пилотировал мл.л-т Клейсс, попал 227-кг прямо в носовой самолетоподъемник, вколотив его платформу в колодец на уровне второй ангарной палубы. Эта бомба тоже взорвалась в верхнем ангаре – здесь было штатное место парковки истребителей. Вылетели все стекла в рубках «острова», густой черный дым из колодца элеватора полностью окутал ходовой. Из-за этого механическое управление рулём авианосца перенесли вниз, хотя Окада оставался на своем посту и продолжал управлять кораблем – какое-то, совсем небольшое время, ибо третье или четвертое попадание (энсайн Джон Декстер или л-т Кларенс Дикинсон, пикировавшие 8-м и 9-м соответственно) 227-кг бомбы пришлось прямо в «остров». Существует более или менее достоверная версия о том, что бомба попала в небольшую передвижную цистерну с авиатопливом, стоявшую рядом с «островом», однако ветераны «Кага» упоминают, что такое устройство на корабле вообще не использовалось. Действительно, на авианосце была окружающая полётную палубу кольцевая топливная магистраль с раздаточными колонками, исключающая потребность в такой цистерне, кроме того, есть свидетельские показания о попадании прямо в мостик. Впрочем, вероятны обе версии – и цистерна, и мостик, ибо после этого попадания, уничтожившего большую часть расчета ГКП корабля (командир капитан 1 ранга Джисаку Окада, старпом капитан 1 ранга М. Кавагучи, командиры БЧ-2 кап.л-т Т.Мияно, БЧ-1 к2р И.Монден, БЧ-4 кап.л-т Х.Такахаши), централизованно считать попадания в корабль стало некому, и точной цифры количества бомб, попавших в «Кага», не существует. Большинство историков сходятся на цифре 10-12, из них половина – 454-кг бомбами с самолетов VB-6. Все 28 самолетов, начавшие пикирование на «Кага», его закончили, сбросив бомбы, и к моменту выхода из атаки последнего, 28-го самолета (6-В-18 энсайна Вариана), авианосец представлял из себя плавающий костёр.
Совсем не так развивались события в нескольких милях к северо-востоку. Пока над «Кага» гудел настоящий пчелиный рой атакующих, флагман Нагумо на 24 узлах описывал циркуляцию вправо, наблюдая за своим собратом и готовя к взлету свежий шотай истребителей на палубе. У «Акаги» были бы все шансы избежать удара, если бы не личные качества харкающего кровью из поврежденных альвеол л-та Беста. Увидев попадание Галлахера и оценив потенциал атакующих «Кага», Бест со своими ведомыми выполнил короткий галс на север, затем поворотом вправо вывел свое 3-самолетное звено на «Акаги». Из-за потери высоты в первой атаке, пикирование звена Беста на флагман Кидо Бутай было относительно пологим (50-55 градусов), а кроме того, звено не выстраивалось в стандартную «цепочку», и вошло в пикирование именно в таком V-строю, в котором подошло к цели – Бест на наконечнике стрелы, нацеленной в левый борт «Акаги», Крёгер и Уэбер – на ее концах. В этот момент Ричард Бест и бросил в эфир свою знаменитую фразу, адресованную, от отчаяния, всем самолетам эскадрильи: «Не дайте этому авианосцу уйти!». Было 10.26.
В этот момент с борта «Акаги» взлетел последний самолет, поднятый с этого корабля в его долгой истории – А6М2 петти-офицера Кимура. Бест видел этот самолет в бомбовый прицел, однако дальнейшее его внимание было сосредоточено на точке прицеливания, которой он выбрал «большую островную надстройку на спонсоне правого борта» - загнутые вниз газоотводы котельных отделений авианосца, ибо собственно «остров» на «Акаги» был расположен слева.
Многие офицеры на ходовом и на палубе флагмана Нагумо впервые заметили троицу Беста уже после сброса их 454-кг бомб. Командир авианосца капитан 1 ранга Аоки успел заложить циркуляцию вправо и открыть 25-мм зенитный огонь, однако было, откровенно говоря, уже поздно.
Большинство исследований битвы у Мидуэя, произведенных в прошлом веке, говорит о двух попаданиях и одном близком разрыве. Однако более поздняя работа американцев Дж. Паршалла и А.Тулли включает в себя весьма логичную по доказательству версию о том, что прямое попадание было одно. В заднюю кромку центрального самолетоподъемника, с последующим разрывом в верхнем ангаре среди заправленных и вооруженных торпедоносцев B5N2, попала 454-кг бомба с самолета Ричарда Хэлси Беста, лейтенанта ВМС США, командира 6-й бомбардировочной эскадрильи. Бомба Крёгера взорвалась при ударе о воду в 5-10 метрах от левого борта «Акаги», прямо напротив «острова». Гейзер воды, поднятой взрывом, и взрывная волна оборвали радиоантенны, весь расчет ГКП вымок до нитки. Бомба Уэбера, чиркнув по левой кромке полетной палубы в корме, тоже взорвалась в воде, загнув эту кромку вверх и сильно повредив левый руль авианосца. Возможно, были также затоплены какие-то помещения левого борта в корме, но никакого Армагеддона в корме не было, и быть не могло – ангаров под полетной палубой нам не было, как не было и огромной толпы самолетов на самой полетной палубе. В результате разлёта осколков этой бомбы погиб 1 человек, повреждения были оценены как «минимальные». Поэтому представляется вполне логичным признать, что смертельное ранение 40.000-тонному монстру и символу побед Японии за первые полгода войны, нанесла только одна бомба, столь прозорливо сохраненная Ричардом Бестом в замешательстве первой атаки и – в дополнение ко всему – в результате провяленной инициативы, противоречащей приказу начальника. Нечего и говорить о том, как бы сложилась судьба сражения, если бы не эта бомба с самолета Беста, SBD-3 с бортовым номером 6-В-1. "
Tags: война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments