"-- расстановка фигур --
~ 11:00 (~10:00 по финскому времени) - с аэродрома Сальмиярви // Сельмияраи взлетела группа из 6 Bf-109G [6./JG 5]. Задание группы – “свободная охота” + разведка аэродромов Варламово / Ваенга-2, т.е. фактически, они должны были проконтролировать результаты Jabo-миссии. Сложно сказать, кто же был ведущим группы, но, скорее всего командир эскадрильи обер-лейт-т Г.Эрлер (RK), возможно лейт-т Т.Вайсенбергер (RK) и вряд ли обер-фельд-ль Р.Мюллер (RK), т.к. после выхода из госпиталя это был его первый боевой вылет. Впрочем вопрос о составе и ведущем этой, как и других немецких групп 19.IV.43, остается открытым. Судя по тому, что немцы вступили в бой спустя 1,5 часа, то их “мессеры” имели подфюзеляжные ПТБ.
~ 11:30 - по-моему, как раз в это время с аэродрома Петсамо взлетела группа из 9 FW-190A-2/A-3 [14(Jabo)./JG 5]. Задание группы – атака одного из аэродромов Мурманского аэроузла, скорее всего аэродрома Ваенга. По-моему, FW-190A без ПТБ, т.к. на подфюзеляжных держателях у них бомбы (скорее всего SC 100 или 250, хотя вопрос о составе их вооружения также заслуживает особого внимания). Можно отметить, что 14(Jabo)./JG 5, хотя и была сформирована в II.43, но к активным боевым действиям эскадрилья приступила с V.43; командовал ею Ф.Штракельян, вполне возможно, что 19.IV.43 он и был ведущим группы FW-190A.
---------
Примерно в это же время, по-моему, с расположенного рядом аэродрома Луостари взлетела группа из 12 Bf-109. Задание группы – обеспечивать действия группы FW-190A (непосредственное прикрытие, «выметание» патруля, блокирование атакуемого аэродрома). Вполне возможно, что в составе группы были «старички» Bf-109F-4 с бомбами, а имевшие больший расход бензина Bf-109G вылетели на задание с ПТБ. Нет точных данных о принадлежности этой группы «мессеров».
---------
К району цели эти две группы (9 FW-190A и 12 Bf-109), скорее всего, шли на высоте ~4000 м – крейсерской для «фокке-вульфов».
11:30 - с аэродрома Арктика взлетели 5 «Харрикейнов» [769 ИАП ПВО; ведущий кап-н Копытин, ст.лейт-т Бардаш, ст-на Дыгало, серж-т Зайцев, серж-т Малышев]. Задание группы – прикрытие г.Мурманска, т.е. ПВОшникам в принципе нет дела до флотского аэродрома, т.к. их главная задача – любой ценой прикрывать город. Метеоусловия: облачность 6..8 баллов, видимость 10..15 км, западный ветер 2..3 м/с, температура +2°С. Можно также отметить, что «Харрикейны» имеют модернизированный по-советски состав бортового вооружения: 2 ШВАК + 2 БС.
---------
Группа “Харрикейнов” набрала высоту 7000 м (на что им понадобилось не менее 10..15 минут) и приступила к патрулированию.
11:33 - с аэродрома Арктика взлетели 4 Р-40 [769 ИАП ПВО; ведущий кап-н Симонов, ст-на Брызжанов, серж-т Копов, серж-т Бондаренко]. Задание группы – прикрытие только что взлетевшей группы «Харрикейнов» + прикрытие г.Мурманска.
---------
Группа “Киттихауков” также набрала высоту 7000 м (на что им также понадобилось какое-то время), но ушла юго-западнее Мурманска, фактически не обеспечив прикрытием группу «Харрикейнов».
11:50 – советская радиоразведка и РЛС засекли 3 группы самолетов противника северо-западнее Мурманска на высотах 4000...6000 м. Тут достаточно много путаницы, так “Крылья Северного Флота” пишут, что 9 бомбардировщиков + 12 истребителей шли на Мурманск, а 6 Bf-109 – на аэродром ВВС СФ; по другим данным, группу из 6 Bf-109 обнаружили позднее. По моему, группа FW-190A шла на ~4000 м, а вот группа обеспечения из 12 Bf-109, по-моему, разделилась: 9 Bf-109 на ~6000 м должны были связать боем патруль над Мурманском, а 3 Bf-109 – блокировать аэродром Ваенга.
11:?? – на аэродроме Ваенга по тревоге пошла на взлет группа из 6 Р-39 // эскадрилья Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий комэск(?) гв.м-р ГСС А.Коваленко] // по другим данным, группа уже патрулировала в воздухе, когда поступил приказ – перехватить бомбардировщики.
11:55 – КП 122 ИАД ПВО выдает целеуказания находящимся в воздухе патрулям из 769 ИАП ПВО:
- 5 «Харрикейнов» должны перехватить идущую на высоте 4000 м группу самолетов противника западнее Мурманска; наша группа находится на 7000 м над Мурманском и непонятно, снижались ли они, пока выдвигались в указанный район;
- 4 Р-40 должны идти в район озера Пяйте-явр западнее Мурманска; эта группа находится на 7000 м юго-западнее Мурманска и, по-моему, уже вместо прикрытия группы «Харрикейнов» звено Р-40 должно обеспечить наращивание сил в ходе предстоящего боя.
-- дебютная часть --
~ 12:05..12:10 на этот период времени четкого хронометража нет и поэтому очередность «параллельных» событий носит ориентировочный характер.
Прибыв в указанный район “Харрикейны” сразу же сцепились с 9 Bf-109. Судя по описанию, бой начался одновременными атаками на встречных курсах: Копытин с 200 м из 4 стволов обстрелял Bf-109, который «провалился» вниз в облачность; в свою очередь другой Bf-109 неожиданно атаковал и сбил «Харрикейн» Копытина – раненый в ногу пилот сумел выпрыгнуть с парашютом из штопорящего истребителя. Судя по всему, потерявшая ведущего группа «Харрикейнов» распалась еще раньше. Еще один Bf-109 попытался расстрелять спускающегося на парашюте Копытина, однако Дыгало, находясь на 100..150 м выше, сверху-слева атаковал этот Bf-109, который также резко «провалился» вниз и, как выяснилось позднее (!!!), упал юго-восточнее г.Мурманск. Немцы сбили еще 1 «Харрикейн» (Зайцев также выпрыгнул с парашютом), а затем вышли из боя – на запад с резким снижением. У ПВОшников был поврежден еще один «Харрикейн», однако Малышев сумел привести свой самолет на аэродром.
---------
Звено Р-40 еще на подходе к указанному району буквально напоролось на пару и тройку Bf-109 – по-моему, это немцы только что вышедшие из боя с “Харрикейнами”; произошло 2 коротких стычки: вначале Симонов – Брызжанов атаковали 2 Bf-109, которые появились справа-спереди и проскочили под пару Р-40, и, судя по всему, немцы также обстреляли нападавших, т.к. в отчете указано, что Симонов посадил поврежденный “Киттихаук” на аэродроме; во второй стычке Брызжанов – Копов атаковали сверху-сзади с превышением 200 м 3 Bf-109, которые появились с юго-востока,– один Bf-109 перешел в пикирование и упал в районе озера Лавно северо-восточнее Мурманска.
---------
В принципе, ПВОшники посчитали свою задачу выполненной – противник к Мурманску не прорвался, хотя он туда и не стремился; потерю 2 самолетов (+2 поврежденных машины) объяснили неудовлетворительными действиями группы Р-40; ну и «подсластили пилюлю», заявив о 2 победах.
~ 12:?? четкого хронометража нет, это лишь мои догадки.
6 Р-39 [вед. Коваленко] перехватили группу (?где?) из 9 FW-190A. Североморцы заявили, что им удалось сбить 7 из них. Skullski считает, что «Кобрам» удалось расколоть группу «фоккеров»: часть ушла, сбросив бомбы, а к Ваенге вышло всего лишь 2..4 FW-190A.
~12:10..12:15 // по другим данным, чуть раньше.
КП 6 ИАД ВВС СФ выдает серию радиоприказов для истребителей 2 ГвИАП:
- с аэродрома Ваенга взлетели 4 Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий гв.кап-н З.А.Сорокин – гв.серж-т В.А.Горышный; гв.мл.лейт-т Н.А.Бокий –гв.ст.серж-т А.М.Титов]. Задание группы – доразведка ситуации в воздухе + прикрытие своего аэродрома. По другим данным, группа Сорокина состояла из 4 МиГ-3 // 2 Р-39 + 2 МиГ-3 // 6 Р-39 (тут «непонятка» с парой гв.мл.лейт-та П.Романова, комментарий чуть ниже “~12:18”).
- с аэродрома Ваенга взлетели 4 «Харрикейна» [2 ГвИАП(?) ВВС СФ; ведущий гв.ст.серж-т А.Назаров]. Задание группы – прикрыть свой аэродром. В одном из источников указано, что А.Назаров был ведущим пары Р-39.
- возвращающаяся с задания (экскортирование транспортных самолетов) пара Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий гв.кап-н П.Г.Сгибнев –гв.ст-на В.П.Юдин] также нацелена на этот район (?!), а, по-моему, их просто предупредили о наличии противника в районе аэродрома.
~12:15 летчики взлетевших “Аэрокобр” [ск.вс.группа Сорокина] сообщили об обнаружении 2 групп самолетов противника на 8000 м // 7500..8000 м
---------
КП 6 ИАД ВВС СФ выдает целеуказания истребителям 2 ГвИАП:
- 4 (по др. 6) Р-39 с набором высоты должны идти на перехват обнаруженных самолетов противника;
- 4 «Харрикейна» должны патрулировать на малой высоте район аэродрома.
~12:18 3 Bf-109 на бреющем выскочили рядом с аэродромом Ваенга. По-моему, это были «мессы» из группы прикрытия, которые должны были блокировать аэродром, но, обнаружив в воздухе до 10 советских истребителей, немцы поспешили отступить, так и не выполнив поставленной перед ними задачи.
---------
С аэродрома Ваенга были подняты еще 2 Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий гв.кап-н П.Д.Климов]. По другим данным, в этой группе было 4 Р-39 [еще пара гв.мл.лейт-та П.Романова] – то ли эта пара взлетала замыкающей в составе группы Сорокина и вначале ее перенацелили на низковысотные «мессеры»; то ли эта пара взлетала в составе звена Климова, а затем ее направили на усиление группы Сорокина.
~12:20 именно в это время, по докладам пилотов 6./JG 5, и началась свалка. По-моему, сразу же после взлета в бой попыталась вступить группа Климова.
12:23 пилоты Р-39 [ск.вс.группа Сорокина] доложили, что на 8000 м видят 8 Bf-109 – шестерка и отдельная пара. По-моему, это 6 Bf-109G [6./JG 5] и 2 Р-39 [Сгибнев – Юдин].
~12:25 на высоте 6000..6500 м вывались 2..4 FW-190 + 2..4 Bf-109 и с этой высоты (!!!) отбомбились по аэродрому Ваенга – прямым попаданием был сожжен «Харрикейн» + 4 воронки на ВПП – т.е.должно быть не менее 5 бомб – и тут начинаются проблемы с составом группы. Истребители-бомбардировщики Bf-109, или же все 4..8 немцев были «фоккерами»?
-- миттельшпиль и эндшпиль --
~12:27..12:30 начинается «центральный бой» этого дня, причем его описание по докладам летчиков выглядит крайне запутанным – я попытался увязать их в одну более-менее стройную картинку.
«расстановка сил» непосредственно перед началом свалки:
- у земли 4 «Харрикейна» [вед.Назаров] непосредственно над аэродромом Ваенга, а также 2 Р-39 [вед.Климов], ск.вс. преследующие тройку Bf-109.
- 6 Р-39 [вед.Сорокин] «размазаны» по высотам и продолжают набирать высоту:
- пара Романова на ~5500 м;
- пара Бокия на ~6500 м;
- пара Сорокина на ~7000..7500 м;
- 2 Р-39 [вед.Сгибнев], которые, судя по всему, и нашими, и немцами опознаны, как пара Bf-109, на высоте ~8000 м приближаются к 6 Bf-109G [6./JG 5].
- в воздухе также должны находиться поднятые ранее самолеты из 769 ИАП ПВО – за вычетом сбитых и поврежденных самолетов – 2 «Харрикейна» и 3 Р-40, ну или как минимум, один «Харрикейн» [Дыгало], а также группа Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; вед.Коваленко]. Однако точно определить, где находились самолеты этих групп для меня не представляется возможным.
---------
моя реконструкция «главного боя»:
Бой начали немцы, причем атаковали одновременно как 6 Bf-109G [6./JG 5], так и несколько FW-190, уже сбросивших свои бомбы.
2 FW-190 (с высоты ~6000 м) атаковали находившуюся ниже пару Романова (~5500 м). Им на выручку бросилась пара Бокий–Титов: Бокий вышел в хвост и с 200 м открыл огонь по ведущему немецкой пары. Один FW-190 пошел вниз, а другой – вверх на солнце. В этом месте есть путаница: то ли ведущий ушел вниз, а ведомый – вверх, то ли ведомый – вниз, а ведущий – вверх, но в любом случае Бокий стал преследовать снижающийся самолет и на высоте ~1500 м подбивает немца – по докладу летчика, этот FW-190 взорвался в воздухе над южной частью озера Черногубское, причем это подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка. Однако через 4 дня доклад был уточнен и взорвавшийся в воздухе FW-190 превратился в подбитый Bf-109G (!!!), который совершил вынужденную посадку в районе Ваенговского озера, а его пилот обер-фельдфебель Мюллер был взят в плен.
---------
Титов, ведомый Бокия, доложил, что атаковал и сбил выскочивший из облака Bf-109G – самолет упал в 9 км юго-восточнее озера Черногубское, что подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка, а также пост ВНОС Рог-Озера. Фактически, ведомый бросил своего ведущего. Погнавшись за самолетом противника, однако его «жертвой», по-моему, стала уже сбитая «Кобра» Юдина.
---------
6 «полярных охотников» навалились на 4 Р-39 [вед.Сорокин]. Однако пара Бокий–Титов ушла вниз, оставив своего командира в крайне сложном положении, но немцев, в свою очередь, неожиданно атаковала пара Сгибнев–Юдин –> Сорокин сумел выйти из-под атаки резким разворотом, а Сгибнев заявил, что после своей атаки сверху сбил Bf-109G – самолет упал в 5 км юго-восточнее озера Черногубское, что подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка и пост ВНОС Рог-Озера. Однако Сгибнев не следил за своим хвостом, когда Т.Вайсенбергер сбил Р-39 Юдина (летчик выпрыгнул с парашютом, однако трагически погиб – при приземлении он накололся на сосну; его тело обнаружила одна из поисковых групп с базы подготовки диверсантов).
---------
Сорокин сумел занять выгодное положение и атаковать пару Bf-109G (опять путаница, ведомый вверх, ведущий вниз; ведомый вверх, ведущий вниз; короче, пара немцев разделилась еще до атаки). В любом случае, Сорокин догнал пикирующий Bf-109G и сбил его 2 очередями – падение Bf-109G в 2 км южнее озера Мал-Явр подтверждают все (!!!) наши летчики, участвовавшие в бою. Интересная деталь, все (!!!) летчики из 6./JG 5 видели, как тяжело поврежденный самолет Мюллера устремился к земле в крутой спирали, а также как Мюллеру удалось выровнять его у самой земли и совершить вынужденную посадку в 3 км восточнее Мурманска.
---------
По другим данным, Сорокин сбил 2 Bf-109G, его самого подбили, а «обидчика» уже сбил Сгибнев.
---------
Горышный, ведомый Сорокина, также заявил одну победу, однако обстоятельства этой победы неизвестны; в сводке от 19.IV.43 он даже не упомянут, хотя в своих мемуарах Сорокин писал, что Мюллера сбил то ли Бокий, то ли Горышный.
---------
Тем временем Сгибнев остатками боекомплекта пытается добить (т.е. сбил его кто-то другой, Мюллер вроде бы сказал, что «Харрикейн», хотя лично у меня есть сомнения в качестве перевода) тяжело поврежденный Bf-109G – это “неджентельменство” весьма возмутило Мюллера. Немец совершил вынужденную посадку в районе Ваенгского озера // в 8 км от озера Мальярви // Малиярви (см. доклад Сорокина) // недалеко от озера Большое (там находилась зимняя тренировочная база диверсантов). Добить немца не удалось, т.к. кончился боекомплект, да и горючее подходило к концу, поэтому Сгибнев по радио приказал подготовить У-2 (по др. приказ отдал генерал Андреев – командующий ВВС СФ).
И, по-моему, вот в этот промежуток времени Дыгало и видел, как немецкий летчик уходит на лыжах (может быть, как раз именно поэтому Мюллер этот “Харрикейн” имел в виду, как «фатальный для себя»?).
На У-2 в район посадки отправились Сгибнев и техник Соболевский. Обнаружили Bf-109G-2 с табличкой «Muller» на парашюте и начали погоню. Разведчики с собакой нашли «эксперта» в 25 км от посадки. Не совсем понятно, как же участвовал в погоне Сгибнев: лично или же летал на У-2 вдоль той же лыжни.
-- послесловие --
по Ларинцеву/Супруну немцы за 19.IV.43 не подтверждают ни одной безвозвратной потери FW-190A, но подтверждают потерю 3 Bf-109 (в разных источниках путаница с номерами):
- Bf-109G-2 (“желтые 3”; WNr.13904 или 14810) был сбит. Пилот Р.Мюллер попал в плен;
- Bf-109G-2 (WNr.13904) из II/JG 5 по невыясненным причинам был потерян в районе Лаксефьорде. Летчик выпрыгнул с парашютом;
- Bf-109F-4 (WNr.13344) из III/JG 5 разбился на посадке, однако это произошло на аэродроме Алакурти – в ~250 км от описанного боя, хотя я не исключаю того, что и этот Bf-109 участвовал в описанных выше событиях.
Данными о поврежденных Bf-109 и FW-190 за 19.IV.43 я не располагаю, возможно, еще 1..2 безвозвратно потерянных самолета были спрятаны в отчетах «чисто по-бухгалтерски».
А вот ПВО и ВВС СФ претендуют в сумме аж на 16 побед:
- 769 ИАП ПВО заявил о 2 Bf-109 при потере 2 «Харрикейнов» (+ повреждены 1 «Харрикейн» и 1 Р-40);
- группа Коваленко заявила аж 7 FW-190, про собственные потери данных нет, и кстати про состав группы данных также нет. Заявка выглядит явно завышенной, но похоже, что все победы все-таки засчитали – как-никак ведущий группы ГСС (и DFC), гвардии майор, вместе с Сафоновым воевал…
- в «главном бою» пилоты 2 ГвИАП претендуют на 5 Bf-109 (вначале было 4 Bf-109 и 1 FW-190) при потере 1 Р-39 (+ поврежден 1 Р-39) в бою и 1 «Харрикейн» на земле.
- еще на 2 победы 19.IV.43 претендуют пилоты 20 ИАП ВВС СФ. 2 Як-1 (мл.лейт-т Шевченко; лейт-т Турганов) в районе озера Нял-Явр (данными о том, когда прошел бой, я не располагаю) провели бой с парой Bf-109: Шевченко заявил победу над Bf-109, а Турганов – над FW-190 (!!!).
В качестве источников был использованы несколько статей в журналах:
- Ю.Рыбин “Рудольф Мюллер”. «Мир Авиации» 1 (1) / 1992.
- М.Морозов “Год коренного перелома”. «АвиО’5».
- M.Zimny “Rudi” Rudolf Muller – as JG 5 Eismeer”. «Militaria» Vol.1 No.4
- В.Белов “Теодор Вайсенбергер”. «Мир Авиации» 1 (15) / 1998.
- Ю.Рыбин “Expertenstaffel за Полярным кругом. Ч.III”. «АвиаМастер» 1 / 99.
А также брошюры:
- Р.И.Ларинцев, М.Н.Супрун “Люфтваффе под Полярной звездой: потери ВВС Германии на Крайнем Севере”. Архангельск. Поморский Международный Университет. 1996.
- “Советские асы”. Стальные крылья. Выпуск 2. Москва. “Восточный фронт”. 1996.
Дополнение от ув.Rammstein
Приведу еще раз данные по потерям немцев 19.04.43, которые я смог найти:
1) Ofw. Rudolf Müller POW, 6./J.G.5, Bf 109G-2 (14810) – сбит 6 км юго-восточнее Maljavr;
2) Bf 109G-2 (13904), II./J.G.5 – 100 % потерян в р-не Laksefjord, пилот действительно выпрыгнул с парашютом;
3) Bf 109F-4 (13344), II./J.G.5 – 65% повреждения при аварии на взлете, а/б Alakurtti, пилот не пострадал;
4) Bf 109F-4 (7606), III./J.G.5 – 20% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
5) Bf 109F-4 (7439), III./J.G.5 – 70% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
6) Bf 109F-4 (7092), III./J.G.5 – 20% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
7) Bf 109F-4 (8659), III./J.G.5 – 55% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
8) Bf 109F-4 (7632), III./J.G.5 – 15% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал.
Все самолеты потеряны при выполнении (при попытке выполнения) боевого задания.
По др. Данным, с сайта «Люфтваффе за полярной звездой» № 2-й потерян в р-не Кунгсфьорда и мог быть сбит кап. Сорокиным (по инф-ции с этого же сайта Мюллера сбили Бокий со Сгибневым).
В отношении ФВ-190, могу сказать, что ближайшая к 19.4.43 потеря записана 20.4.43. В этот день по немецким документам потерян Fw 190A-3 (2268) из 14.(Jabo)/ JG 5, причина – сбит на д Мурманском, пилот фельдфебель Hammesfahr. Не исключено, что это жертва в/б 19.04.43
P.S. Р. Мюллер, сбил за время своей боевой деятельности (с сентября 1941 г. по 19 апреля 1943 г.) 94 самолета. Был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями.