Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:

Последний бой Р.Мюллера 19.IV.43

Серия постов ув.ZaReznik-а на авиафоруме. Взято для наглядного примера, какие ребусы приходится решать историкам авиации.



"-- расстановка фигур --

~ 11:00 (~10:00 по финскому времени) - с аэродрома Сальмиярви // Сельмияраи взлетела группа из 6 Bf-109G [6./JG 5]. Задание группы – “свободная охота” + разведка аэродромов Варламово / Ваенга-2, т.е. фактически, они должны были проконтролировать результаты Jabo-миссии. Сложно сказать, кто же был ведущим группы, но, скорее всего командир эскадрильи обер-лейт-т Г.Эрлер (RK), возможно лейт-т Т.Вайсенбергер (RK) и вряд ли обер-фельд-ль Р.Мюллер (RK), т.к. после выхода из госпиталя это был его первый боевой вылет. Впрочем вопрос о составе и ведущем этой, как и других немецких групп 19.IV.43, остается открытым. Судя по тому, что немцы вступили в бой спустя 1,5 часа, то их “мессеры” имели подфюзеляжные ПТБ.

~ 11:30 - по-моему, как раз в это время с аэродрома Петсамо взлетела группа из 9 FW-190A-2/A-3 [14(Jabo)./JG 5]. Задание группы – атака одного из аэродромов Мурманского аэроузла, скорее всего аэродрома Ваенга. По-моему, FW-190A без ПТБ, т.к. на подфюзеляжных держателях у них бомбы (скорее всего SC 100 или 250, хотя вопрос о составе их вооружения также заслуживает особого внимания). Можно отметить, что 14(Jabo)./JG 5, хотя и была сформирована в II.43, но к активным боевым действиям эскадрилья приступила с V.43; командовал ею Ф.Штракельян, вполне возможно, что 19.IV.43 он и был ведущим группы FW-190A.
---------
Примерно в это же время, по-моему, с расположенного рядом аэродрома Луостари взлетела группа из 12 Bf-109. Задание группы – обеспечивать действия группы FW-190A (непосредственное прикрытие, «выметание» патруля, блокирование атакуемого аэродрома). Вполне возможно, что в составе группы были «старички» Bf-109F-4 с бомбами, а имевшие больший расход бензина Bf-109G вылетели на задание с ПТБ. Нет точных данных о принадлежности этой группы «мессеров».
---------
К району цели эти две группы (9 FW-190A и 12 Bf-109), скорее всего, шли на высоте ~4000 м – крейсерской для «фокке-вульфов».

11:30 - с аэродрома Арктика взлетели 5 «Харрикейнов» [769 ИАП ПВО; ведущий кап-н Копытин, ст.лейт-т Бардаш, ст-на Дыгало, серж-т Зайцев, серж-т Малышев]. Задание группы – прикрытие г.Мурманска, т.е. ПВОшникам в принципе нет дела до флотского аэродрома, т.к. их главная задача – любой ценой прикрывать город. Метеоусловия: облачность 6..8 баллов, видимость 10..15 км, западный ветер 2..3 м/с, температура +2°С. Можно также отметить, что «Харрикейны» имеют модернизированный по-советски состав бортового вооружения: 2 ШВАК + 2 БС.
---------
Группа “Харрикейнов” набрала высоту 7000 м (на что им понадобилось не менее 10..15 минут) и приступила к патрулированию.
11:33 - с аэродрома Арктика взлетели 4 Р-40 [769 ИАП ПВО; ведущий кап-н Симонов, ст-на Брызжанов, серж-т Копов, серж-т Бондаренко]. Задание группы – прикрытие только что взлетевшей группы «Харрикейнов» + прикрытие г.Мурманска.
---------
Группа “Киттихауков” также набрала высоту 7000 м (на что им также понадобилось какое-то время), но ушла юго-западнее Мурманска, фактически не обеспечив прикрытием группу «Харрикейнов».

11:50 – советская радиоразведка и РЛС засекли 3 группы самолетов противника северо-западнее Мурманска на высотах 4000...6000 м. Тут достаточно много путаницы, так “Крылья Северного Флота” пишут, что 9 бомбардировщиков + 12 истребителей шли на Мурманск, а 6 Bf-109 – на аэродром ВВС СФ; по другим данным, группу из 6 Bf-109 обнаружили позднее. По моему, группа FW-190A шла на ~4000 м, а вот группа обеспечения из 12 Bf-109, по-моему, разделилась: 9 Bf-109 на ~6000 м должны были связать боем патруль над Мурманском, а 3 Bf-109 – блокировать аэродром Ваенга.

11:?? – на аэродроме Ваенга по тревоге пошла на взлет группа из 6 Р-39 // эскадрилья Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий комэск(?) гв.м-р ГСС А.Коваленко] // по другим данным, группа уже патрулировала в воздухе, когда поступил приказ – перехватить бомбардировщики.

11:55 – КП 122 ИАД ПВО выдает целеуказания находящимся в воздухе патрулям из 769 ИАП ПВО:
- 5 «Харрикейнов» должны перехватить идущую на высоте 4000 м группу самолетов противника западнее Мурманска; наша группа находится на 7000 м над Мурманском и непонятно, снижались ли они, пока выдвигались в указанный район;
- 4 Р-40 должны идти в район озера Пяйте-явр западнее Мурманска; эта группа находится на 7000 м юго-западнее Мурманска и, по-моему, уже вместо прикрытия группы «Харрикейнов» звено Р-40 должно обеспечить наращивание сил в ходе предстоящего боя.

-- дебютная часть --

~ 12:05..12:10 на этот период времени четкого хронометража нет и поэтому очередность «параллельных» событий носит ориентировочный характер.
Прибыв в указанный район “Харрикейны” сразу же сцепились с 9 Bf-109. Судя по описанию, бой начался одновременными атаками на встречных курсах: Копытин с 200 м из 4 стволов обстрелял Bf-109, который «провалился» вниз в облачность; в свою очередь другой Bf-109 неожиданно атаковал и сбил «Харрикейн» Копытина – раненый в ногу пилот сумел выпрыгнуть с парашютом из штопорящего истребителя. Судя по всему, потерявшая ведущего группа «Харрикейнов» распалась еще раньше. Еще один Bf-109 попытался расстрелять спускающегося на парашюте Копытина, однако Дыгало, находясь на 100..150 м выше, сверху-слева атаковал этот Bf-109, который также резко «провалился» вниз и, как выяснилось позднее (!!!), упал юго-восточнее г.Мурманск. Немцы сбили еще 1 «Харрикейн» (Зайцев также выпрыгнул с парашютом), а затем вышли из боя – на запад с резким снижением. У ПВОшников был поврежден еще один «Харрикейн», однако Малышев сумел привести свой самолет на аэродром.
---------
Звено Р-40 еще на подходе к указанному району буквально напоролось на пару и тройку Bf-109 – по-моему, это немцы только что вышедшие из боя с “Харрикейнами”; произошло 2 коротких стычки: вначале Симонов – Брызжанов атаковали 2 Bf-109, которые появились справа-спереди и проскочили под пару Р-40, и, судя по всему, немцы также обстреляли нападавших, т.к. в отчете указано, что Симонов посадил поврежденный “Киттихаук” на аэродроме; во второй стычке Брызжанов – Копов атаковали сверху-сзади с превышением 200 м 3 Bf-109, которые появились с юго-востока,– один Bf-109 перешел в пикирование и упал в районе озера Лавно северо-восточнее Мурманска.
---------
В принципе, ПВОшники посчитали свою задачу выполненной – противник к Мурманску не прорвался, хотя он туда и не стремился; потерю 2 самолетов (+2 поврежденных машины) объяснили неудовлетворительными действиями группы Р-40; ну и «подсластили пилюлю», заявив о 2 победах.

~ 12:?? четкого хронометража нет, это лишь мои догадки.
6 Р-39 [вед. Коваленко] перехватили группу (?где?) из 9 FW-190A. Североморцы заявили, что им удалось сбить 7 из них. Skullski считает, что «Кобрам» удалось расколоть группу «фоккеров»: часть ушла, сбросив бомбы, а к Ваенге вышло всего лишь 2..4 FW-190A.

~12:10..12:15 // по другим данным, чуть раньше.
КП 6 ИАД ВВС СФ выдает серию радиоприказов для истребителей 2 ГвИАП:
- с аэродрома Ваенга взлетели 4 Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий гв.кап-н З.А.Сорокин – гв.серж-т В.А.Горышный; гв.мл.лейт-т Н.А.Бокий –гв.ст.серж-т А.М.Титов]. Задание группы – доразведка ситуации в воздухе + прикрытие своего аэродрома. По другим данным, группа Сорокина состояла из 4 МиГ-3 // 2 Р-39 + 2 МиГ-3 // 6 Р-39 (тут «непонятка» с парой гв.мл.лейт-та П.Романова, комментарий чуть ниже “~12:18”).
- с аэродрома Ваенга взлетели 4 «Харрикейна» [2 ГвИАП(?) ВВС СФ; ведущий гв.ст.серж-т А.Назаров]. Задание группы – прикрыть свой аэродром. В одном из источников указано, что А.Назаров был ведущим пары Р-39.
- возвращающаяся с задания (экскортирование транспортных самолетов) пара Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий гв.кап-н П.Г.Сгибнев –гв.ст-на В.П.Юдин] также нацелена на этот район (?!), а, по-моему, их просто предупредили о наличии противника в районе аэродрома.

~12:15 летчики взлетевших “Аэрокобр” [ск.вс.группа Сорокина] сообщили об обнаружении 2 групп самолетов противника на 8000 м // 7500..8000 м
---------
КП 6 ИАД ВВС СФ выдает целеуказания истребителям 2 ГвИАП:
- 4 (по др. 6) Р-39 с набором высоты должны идти на перехват обнаруженных самолетов противника;
- 4 «Харрикейна» должны патрулировать на малой высоте район аэродрома.

~12:18 3 Bf-109 на бреющем выскочили рядом с аэродромом Ваенга. По-моему, это были «мессы» из группы прикрытия, которые должны были блокировать аэродром, но, обнаружив в воздухе до 10 советских истребителей, немцы поспешили отступить, так и не выполнив поставленной перед ними задачи.
---------
С аэродрома Ваенга были подняты еще 2 Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; ведущий гв.кап-н П.Д.Климов]. По другим данным, в этой группе было 4 Р-39 [еще пара гв.мл.лейт-та П.Романова] – то ли эта пара взлетала замыкающей в составе группы Сорокина и вначале ее перенацелили на низковысотные «мессеры»; то ли эта пара взлетала в составе звена Климова, а затем ее направили на усиление группы Сорокина.

~12:20 именно в это время, по докладам пилотов 6./JG 5, и началась свалка. По-моему, сразу же после взлета в бой попыталась вступить группа Климова.

12:23 пилоты Р-39 [ск.вс.группа Сорокина] доложили, что на 8000 м видят 8 Bf-109 – шестерка и отдельная пара. По-моему, это 6 Bf-109G [6./JG 5] и 2 Р-39 [Сгибнев – Юдин].

~12:25 на высоте 6000..6500 м вывались 2..4 FW-190 + 2..4 Bf-109 и с этой высоты (!!!) отбомбились по аэродрому Ваенга – прямым попаданием был сожжен «Харрикейн» + 4 воронки на ВПП – т.е.должно быть не менее 5 бомб – и тут начинаются проблемы с составом группы. Истребители-бомбардировщики Bf-109, или же все 4..8 немцев были «фоккерами»?
-- миттельшпиль и эндшпиль --

~12:27..12:30 начинается «центральный бой» этого дня, причем его описание по докладам летчиков выглядит крайне запутанным – я попытался увязать их в одну более-менее стройную картинку.
«расстановка сил» непосредственно перед началом свалки:
- у земли 4 «Харрикейна» [вед.Назаров] непосредственно над аэродромом Ваенга, а также 2 Р-39 [вед.Климов], ск.вс. преследующие тройку Bf-109.
- 6 Р-39 [вед.Сорокин] «размазаны» по высотам и продолжают набирать высоту:
- пара Романова на ~5500 м;
- пара Бокия на ~6500 м;
- пара Сорокина на ~7000..7500 м;
- 2 Р-39 [вед.Сгибнев], которые, судя по всему, и нашими, и немцами опознаны, как пара Bf-109, на высоте ~8000 м приближаются к 6 Bf-109G [6./JG 5].
- в воздухе также должны находиться поднятые ранее самолеты из 769 ИАП ПВО – за вычетом сбитых и поврежденных самолетов – 2 «Харрикейна» и 3 Р-40, ну или как минимум, один «Харрикейн» [Дыгало], а также группа Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; вед.Коваленко]. Однако точно определить, где находились самолеты этих групп для меня не представляется возможным.
---------
моя реконструкция «главного боя»:
Бой начали немцы, причем атаковали одновременно как 6 Bf-109G [6./JG 5], так и несколько FW-190, уже сбросивших свои бомбы.
2 FW-190 (с высоты ~6000 м) атаковали находившуюся ниже пару Романова (~5500 м). Им на выручку бросилась пара Бокий–Титов: Бокий вышел в хвост и с 200 м открыл огонь по ведущему немецкой пары. Один FW-190 пошел вниз, а другой – вверх на солнце. В этом месте есть путаница: то ли ведущий ушел вниз, а ведомый – вверх, то ли ведомый – вниз, а ведущий – вверх, но в любом случае Бокий стал преследовать снижающийся самолет и на высоте ~1500 м подбивает немца – по докладу летчика, этот FW-190 взорвался в воздухе над южной частью озера Черногубское, причем это подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка. Однако через 4 дня доклад был уточнен и взорвавшийся в воздухе FW-190 превратился в подбитый Bf-109G (!!!), который совершил вынужденную посадку в районе Ваенговского озера, а его пилот обер-фельдфебель Мюллер был взят в плен.
---------
Титов, ведомый Бокия, доложил, что атаковал и сбил выскочивший из облака Bf-109G – самолет упал в 9 км юго-восточнее озера Черногубское, что подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка, а также пост ВНОС Рог-Озера. Фактически, ведомый бросил своего ведущего. Погнавшись за самолетом противника, однако его «жертвой», по-моему, стала уже сбитая «Кобра» Юдина.
---------
6 «полярных охотников» навалились на 4 Р-39 [вед.Сорокин]. Однако пара Бокий–Титов ушла вниз, оставив своего командира в крайне сложном положении, но немцев, в свою очередь, неожиданно атаковала пара Сгибнев–Юдин –> Сорокин сумел выйти из-под атаки резким разворотом, а Сгибнев заявил, что после своей атаки сверху сбил Bf-109G – самолет упал в 5 км юго-восточнее озера Черногубское, что подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка и пост ВНОС Рог-Озера. Однако Сгибнев не следил за своим хвостом, когда Т.Вайсенбергер сбил Р-39 Юдина (летчик выпрыгнул с парашютом, однако трагически погиб – при приземлении он накололся на сосну; его тело обнаружила одна из поисковых групп с базы подготовки диверсантов).
---------
Сорокин сумел занять выгодное положение и атаковать пару Bf-109G (опять путаница, ведомый вверх, ведущий вниз; ведомый вверх, ведущий вниз; короче, пара немцев разделилась еще до атаки). В любом случае, Сорокин догнал пикирующий Bf-109G и сбил его 2 очередями – падение Bf-109G в 2 км южнее озера Мал-Явр подтверждают все (!!!) наши летчики, участвовавшие в бою. Интересная деталь, все (!!!) летчики из 6./JG 5 видели, как тяжело поврежденный самолет Мюллера устремился к земле в крутой спирали, а также как Мюллеру удалось выровнять его у самой земли и совершить вынужденную посадку в 3 км восточнее Мурманска.
---------
По другим данным, Сорокин сбил 2 Bf-109G, его самого подбили, а «обидчика» уже сбил Сгибнев.
---------
Горышный, ведомый Сорокина, также заявил одну победу, однако обстоятельства этой победы неизвестны; в сводке от 19.IV.43 он даже не упомянут, хотя в своих мемуарах Сорокин писал, что Мюллера сбил то ли Бокий, то ли Горышный.
---------
Тем временем Сгибнев остатками боекомплекта пытается добить (т.е. сбил его кто-то другой, Мюллер вроде бы сказал, что «Харрикейн», хотя лично у меня есть сомнения в качестве перевода) тяжело поврежденный Bf-109G – это “неджентельменство” весьма возмутило Мюллера. Немец совершил вынужденную посадку в районе Ваенгского озера // в 8 км от озера Мальярви // Малиярви (см. доклад Сорокина) // недалеко от озера Большое (там находилась зимняя тренировочная база диверсантов). Добить немца не удалось, т.к. кончился боекомплект, да и горючее подходило к концу, поэтому Сгибнев по радио приказал подготовить У-2 (по др. приказ отдал генерал Андреев – командующий ВВС СФ).

И, по-моему, вот в этот промежуток времени Дыгало и видел, как немецкий летчик уходит на лыжах (может быть, как раз именно поэтому Мюллер этот “Харрикейн” имел в виду, как «фатальный для себя»?).

На У-2 в район посадки отправились Сгибнев и техник Соболевский. Обнаружили Bf-109G-2 с табличкой «Muller» на парашюте и начали погоню. Разведчики с собакой нашли «эксперта» в 25 км от посадки. Не совсем понятно, как же участвовал в погоне Сгибнев: лично или же летал на У-2 вдоль той же лыжни.

-- послесловие --

по Ларинцеву/Супруну немцы за 19.IV.43 не подтверждают ни одной безвозвратной потери FW-190A, но подтверждают потерю 3 Bf-109 (в разных источниках путаница с номерами):
- Bf-109G-2 (“желтые 3”; WNr.13904 или 14810) был сбит. Пилот Р.Мюллер попал в плен;
- Bf-109G-2 (WNr.13904) из II/JG 5 по невыясненным причинам был потерян в районе Лаксефьорде. Летчик выпрыгнул с парашютом;
- Bf-109F-4 (WNr.13344) из III/JG 5 разбился на посадке, однако это произошло на аэродроме Алакурти – в ~250 км от описанного боя, хотя я не исключаю того, что и этот Bf-109 участвовал в описанных выше событиях.
Данными о поврежденных Bf-109 и FW-190 за 19.IV.43 я не располагаю, возможно, еще 1..2 безвозвратно потерянных самолета были спрятаны в отчетах «чисто по-бухгалтерски».

А вот ПВО и ВВС СФ претендуют в сумме аж на 16 побед:
- 769 ИАП ПВО заявил о 2 Bf-109 при потере 2 «Харрикейнов» (+ повреждены 1 «Харрикейн» и 1 Р-40);
- группа Коваленко заявила аж 7 FW-190, про собственные потери данных нет, и кстати про состав группы данных также нет. Заявка выглядит явно завышенной, но похоже, что все победы все-таки засчитали – как-никак ведущий группы ГСС (и DFC), гвардии майор, вместе с Сафоновым воевал…
- в «главном бою» пилоты 2 ГвИАП претендуют на 5 Bf-109 (вначале было 4 Bf-109 и 1 FW-190) при потере 1 Р-39 (+ поврежден 1 Р-39) в бою и 1 «Харрикейн» на земле.
- еще на 2 победы 19.IV.43 претендуют пилоты 20 ИАП ВВС СФ. 2 Як-1 (мл.лейт-т Шевченко; лейт-т Турганов) в районе озера Нял-Явр (данными о том, когда прошел бой, я не располагаю) провели бой с парой Bf-109: Шевченко заявил победу над Bf-109, а Турганов – над FW-190 (!!!).

В качестве источников был использованы несколько статей в журналах:
- Ю.Рыбин “Рудольф Мюллер”. «Мир Авиации» 1 (1) / 1992.
- М.Морозов “Год коренного перелома”. «АвиО’5».
- M.Zimny “Rudi” Rudolf Muller – as JG 5 Eismeer”. «Militaria» Vol.1 No.4
- В.Белов “Теодор Вайсенбергер”. «Мир Авиации» 1 (15) / 1998.
- Ю.Рыбин “Expertenstaffel за Полярным кругом. Ч.III”. «АвиаМастер» 1 / 99.
А также брошюры:
- Р.И.Ларинцев, М.Н.Супрун “Люфтваффе под Полярной звездой: потери ВВС Германии на Крайнем Севере”. Архангельск. Поморский Международный Университет. 1996.
- “Советские асы”. Стальные крылья. Выпуск 2. Москва. “Восточный фронт”. 1996.

Дополнение от ув.Rammstein
Приведу еще раз данные по потерям немцев 19.04.43, которые я смог найти:

1) Ofw. Rudolf Müller POW, 6./J.G.5, Bf 109G-2 (14810) – сбит 6 км юго-восточнее Maljavr;
2) Bf 109G-2 (13904), II./J.G.5 – 100 % потерян в р-не Laksefjord, пилот действительно выпрыгнул с парашютом;
3) Bf 109F-4 (13344), II./J.G.5 – 65% повреждения при аварии на взлете, а/б Alakurtti, пилот не пострадал;
4) Bf 109F-4 (7606), III./J.G.5 – 20% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
5) Bf 109F-4 (7439), III./J.G.5 – 70% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
6) Bf 109F-4 (7092), III./J.G.5 – 20% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
7) Bf 109F-4 (8659), III./J.G.5 – 55% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
8) Bf 109F-4 (7632), III./J.G.5 – 15% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал.

Все самолеты потеряны при выполнении (при попытке выполнения) боевого задания.

По др. Данным, с сайта «Люфтваффе за полярной звездой» № 2-й потерян в р-не Кунгсфьорда и мог быть сбит кап. Сорокиным (по инф-ции с этого же сайта Мюллера сбили Бокий со Сгибневым).

В отношении ФВ-190, могу сказать, что ближайшая к 19.4.43 потеря записана 20.4.43. В этот день по немецким документам потерян Fw 190A-3 (2268) из 14.(Jabo)/ JG 5, причина – сбит на д Мурманском, пилот фельдфебель Hammesfahr. Не исключено, что это жертва в/б 19.04.43

P.S. Р. Мюллер, сбил за время своей боевой деятельности (с сентября 1941 г. по 19 апреля 1943 г.) 94 самолета. Был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями.
Tags: война, самолетики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments