Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:
  • Music:

И еще немного эксклюзива:))

Бичи-Хэд.

Меловые скалы, надсадно ревущий прибой, галька, вечный туман и ветер. Высота 162 метра, протяженность — 3 мили. Это и есть Бичи-Хэд - одно из самых красивых и страшных мест в Великобритании. Эти скалы веками притягивали людей, склонных к самоубийству. Здесь всегда лежат цветы. Их приносят родственники погибших или туристы, которые знают историю этого места.
Однако в XVII веке недалеко от меловых скал Бичи-Хэда произошла великая морская битва, во многом предопределившая противостояние на море.
Сражение при Бичи-Хэд является одной из самых ярких страниц французской военно-морской истории. Именно здесь прогремело на всю Европу имя Турвилля, разбившего соединенный флот двух великих морских держав – Англии и Голландии.
Однако, как ни странно, многие известные исследователи уделяли мало внимания этому событию. Описания сражения при Бичи-Хэд в изложении Тайера-Мэхэна, Коломба, Штенцеля грешат неточностями и довольно противоречивы, как, впрочем, и описания других морских баталий.
Взять хотя бы известнейшую битву де Рюйтера с англо-французским флотом при Текселе. Все авторы утверждают, что англичане в этой битве потеряли 9 кораблей, тогда как сравнение списочных составов флотов до и после столкновения показывает, что Ройал Неви не потерял ни одного линейного корабля, а только лишь мобилизованную шхуну «Катерин». То есть здесь налицо безоглядная вера голландским источникам со стороны известнейших авторитетов по морским войнам эпохи паруса.
В Лоустофтовском же сражении данные сторон разнятся просто на порядок – англичане утверждают, что уничтожили 34 голландских корабля, а вот Соединенные Провинции признают потерю всего лишь 17 кораблей. Поэтому, только сравнивая численные составы флотов можно прийти к реальным цифрам побед и поражений.
Из последних работ, изданных на русском языке, стоило бы отметить вышедший недавно труд Брайана Танстолла «Морская война в век паруса. 1650-1815 г.г. Сражения великих адмиралов», но и он не свободен от ошибок, обусловленных прежде всего использованием только англо-саксонских источников. Отечественному читателю практически неизвестны или малодоступны работы французских историков того периода, а так же исследования современных ученых по данной теме.

Прелюдия.

После смерти Оливера Кромвеля в результате переворота, организованного английским генералом Джорджем Монком, была восстановлена династия Стюартов и британский трон занял сын казненного короля Карла I – Карл II. Поскольку в реставрации большое участие принимала Франция, новый король, обязанный Бурбонам за возврат трона, заключил союз с Францией против Голландии.
Молодой Людовик XIV решил завоевать Соединенные Провинции, дабы захватить богатства этой страны и нанести сильнейший удар по делу протестантства в Европе. К этим чувствам так же примешивалась выгода захвата портов, флота и заморских владений Голландии, так как Франция под руководством протекционистской политики Кольбера стремительно рвалась в число великих морских держав.
Англо-франко-голландская война (1672-1674 г.г.) закончилась для Людовика XIV и Карла II очень неудачно – флот Соединенных Провинций по командованием де Рюйтера разбил в сражениях при Солебей и при Текселе флоты союзников, блокировал французских приватиров в Дюнкерке, не допустил высадок десантов союзных сил в портах Голландии и тем самым спас Нидерланды.
Обескровленная Англия вышла из войны, на помощь Голландии пришла Испания и Австрия, военные действия против Франции продолжались еще 4 года. Первый этап битвы за Фландрию и Зеландию завершился в 1678 году, стороны сохранили статус-кво, существовавшее перед войной, что, конечно же, не устроило Людовика XIV.
После смерти Карла II в 1685 году на английский трон взошел его сын – Яков II, однако царствование нового правителя было недолгим – в конце 1688 года англичане, недовольные политикой по восстановлению католицизма, низложили его, передав трон старшей дочери Якова – Марии (протестантке по вероисповеданию) и ее мужу – Вильгельму Оранскому. В 1689 году Вильгельм III Оранский, являвшийся к тому времени штатгальтером Соединенных Провинций, принял предложение английского парламента, Яков бежал, а высадившиеся в Дувре войска Вильгельма парадным маршем вошли в Лондон.
Король Франции в данной ситуации увидел отличнейший повод вмешаться в дела соседней страны и решил помочь реставрации Якова II.
В то же время Голландия заключила соглашение со «Священной Римской империей», Испанией, Швецией, Баварией, Пфальцем и Саксонией в июле 1686 года немецком городе Аугсбург о совместной обороне и взаимопомощи в случае новой войны с Францией. Соглашение было призвано оградить Европу от захватнической политики Людовика XIV. Сразу же после свержения Якова II в 1689 году, к странам Аугсбургской лиги присоединилась и Англия. Союз против Франции оформился окончательно.

Силы сторон.

Франция.

Империя Людовика XIV была сравнительно молодой морской державой, но, тем не менее, обладала довольно мощным флотом. Основу морских сил Франции составляли 120 линейных кораблей, имевших от 40 пушек и больше. Основное их количество было построено в 1666-1678 годах и имело сильное вооружение: на нижних деках обычно размещались тяжелые 36-фунтовые (175-мм) орудия, на средних – 18-фунтовые (136-мм), а на верхней батарейной палубе – 12-фунтовые (122-мм) пушки. Корабли несли и более мелкие орудия - 8-ми, 6-ти, и 4-футовые фальконеты. Флагманами французского флота заслуженно являлись «Руаяль Луи» (110 орудий), «Дофин-Руаяль» (104), «Руаяль Дюк» (100), «Солейл Руаяль»(110) и «Викторьё» (108 орудий).
Кроме регулярного Франция имела большой каперский флот в водах Ла-Манша в составе не менее 30 малых фрегатов, около 70 кораблей с вооружением в 8 - 12 пушек, и огромным количеством мелких приватирских шхун. Сила эта была столь грозной, что голландцы в предыдущих войнах отряжали до 30 больших фрегатов на охрану своих торговых путей, а были моменты, когда Соединенные Провинции вели конвои Датским проливом, опасаясь атак французских каперов в Канале. Человеческий материал экипажей каперов был очень и очень хорош – капитаны были опытны и смелы, нередко приватиры нападали на более сильные вражеские корабли сопровождения, и даже брали их на абордаж, чему примером действия знаменитого Жана Бара. При необходимости экипажи и капитаны каперских кораблей призывались на флот, где они воевали не менее ревностно, чем профессиональные моряки.
Тактическая подготовка флота так же была на высоте – командиры имели постоянную практику кораблевождения и боев, довольно часто проводились учения, была разработана четкая сигнализация приказов кораблям в море.
Командный состав флота Франции был на тот момент превосходен: это и адмирал д’Эстрэ, и ученики победителя знаменитого де Рюйтера – Абрахама Дюкена – Шато-Рено и де Турвилль.
На последнем хотелось бы остановиться особо: Анн Илларион де Контантэн, граф де Турвилль родился в нормандском Манше 24 ноября 1642 года. С семнадцатилетнего возраста молодой дворянин служит на каперских судах, где проходит все ступеньки от простого матроса до командира корабля.
В 1667 году он перешел в военный флот, где получил в командование 44-пушечный корабль «Круассан». В 1672-1673 годах сражался в качестве командира корабля в составе эскадры вице-адмирала д’Эстрэ с голландцами, в 1675-1676 годах в составе эскадры Дюкена на Средиземном море в битвах при Стромболи и Агосте. При уничтожении остатков флота де Рюйтера в Палермо де Турвилль командовал флагманским кораблем французской эскадры.
В 1689 году вице-адмирал Турвилль был отозван со Средиземного моря для командования Северным Флотом (французское название – Флот Океана, в отличие от средиземноморских эскадр – Флота Леванта). На тот момент он заслуженно считался лучшим флотоводцем Франции, новатором в области морской тактики.
Однако самой географией флот Франции был разделен между двумя морскими театрами – атлантическим и средиземноморским. Межтеатровый маневр Гибралтарским проливом был затруднен из-за возможной позиции Испании, а так же из-за базирования английских эскадр на португальские порты.
В Ла-Манше французы имели два больших порта – Брест и Дюнкерк, причем последний был практически отдан на откуп каперам короля Людовика.

Англия.

К началу военных действий костяк английского флота составляли 100 линейных кораблей, из которых 20 насчитывали 80 и более пушек. На нижних деках английские корабли обычно несли более тяжелые 42-фунтовые (182-мм) орудия, что существенно повышало их ударную силу по сравнению с французскими.
Каперский флот англичан действовал в основном в районах Карибского моря и Индийского океана и существенной помощи при боевых столкновениях в Канале оказать Метрополии не мог.
Базирование кораблей регулярного флота было гораздо более выгодным, чем у Франции – это порты западного, южного и восточного побережья Англии, а так же сеть станций и факторий, разбросанных по всему миру, из которых особо стоит выделить гавани Португалии. Присутствие английских эскадр в Порто и Лиссабоне позволяло запереть часть французского флота в Средиземном море, или, в случае попытки прорыва французов, разгромить противника по частям, не дав ему соединиться с Северным Флотом.
Подготовка экипажей английских кораблей по сравнению с командами Турвилля была заметно хуже: упадок дисциплины, поражения последних лет в войне с голландцами, междоусобицы – все это не могло не сказаться на качестве людского материала. Однако флот к тому времени уже обладал славными традициями победных войн с Испанией и Голландией, постройка кораблей была поставлена на широкую ногу, кроме того, обширное коммерческое судоходство позволяло Англии во время войны производить широкие рекрутские наборы как кораблей, так и людей.
Командующим Ройал Неви на описываемый момент был Артур Герберт (позднее получил титул лорда Торрингтона - так же часто встречающееся имя в исторической литературе) – английский флотоводец с довольно большим практическим опытом и любимый на флоте, но «звезд с неба не хватавший». До начала 1690 года Герберт был первым лордом Адмиралтейства, однако, по словам лорда Расселла, «управлял флотом бесконтрольно» и был сменен лордом Пемброком.

Голландия.

Прославленный голландский флот к началу войны имел в своем составе 40 линейных кораблей и 30 фрегатов, но основная их часть была вооружена более легкими 24-фунтовыми орудиями нижнего дека, хотя они несли обычно по 50-60 пушек. На 1689 год насчитывалось уже 7 линкоров, имевших 90 орудий, и в этом же году было спущено на воду еще три. Однако мелководье портов Нидерландов не позволяло создавать голландцам полноценные линейные корабли – почти все линкоры Соединенных Провинций были плоскодонными, что плохо сказывалось на их маневренности.
Большой торговый флот был постоянным источником резервов для военного флота. Однако морская торговля была жизненно важна для экономики Нидерландов, поэтому голландцы вынуждены были отряжать военные корабли для защиты купеческих конвоев от французских каперов. Это, безусловно, ослабляло флот в случае столкновения с регулярными силами.
Базы голландского флота располагались на побережье страны и были довольно хорошо защищены как с моря, так и с суши. Отличная судостроительная промышленность могла обеспечить быструю постройку кораблей и судов, а так же ремонт поврежденных линкоров.
Подготовка флота Соединенных Провинций считалась на тот момент лучшей в мире – связано это конечно было со славой самого знаменитого и талантливого голландского адмирала - де Рюйтера. Однако и Корнелис Тромп, и Корнелис Эвертсен, и многие другие флотоводцы того периода были очень умелыми и грамотными людьми. Все они уже познали вкус побед и прекрасно разбирались в ведении морского боя. Экипажи голландских кораблей имели отличную выучку.

Начало боевых действий.

18 декабря 1688 года Вильгельм III Оранский вошел в Лондон, а 18 февраля состоялась коронация нового правителя Англии. В этот же день Франция объявила войну Голландии и Англии, одновременно вторгшись в Пфальцское герцогство в Германии, что побудило страны-участницы Аугсбургской лиги в свою очередь вступить в войну с Францией.
24 марта 1689 года при поддержке французского флота Яков II с отрядом из 800 человек высадился на юге Ирландии в Корке. Выбор места высадки объяснялся тем, что население Ирландии было в основном католическим, и здесь Яков мог получить действенную помощь и поддержку. Вскоре под восторженный прием жителей он въехал в Дублин, в Шотландии так же началось восстание якобитов.
Высадку Якова прикрывала французская эскадра под командой вице-адмирала маркиза де Шато-Рено в составе 24 линейных кораблей, 2 фрегатов и 10 брандеров. 11 мая 1689 года в бухте Бентри с ней столкнулся английский флот под командованием Артура Герберта в составе 19 линкоров, 1 фрегата и 3 мелких судов.
Флот оранжистов в тот момент находился под ветром, однако перестроился в линию и начал атаку. Перед Шато-Рено встала довольно трудная задача – ему не только надо было срочно прекратить высадку десанта и перестроиться в кильватерную колонну для отражения нападения, но и прикрыть своим маневром десантные суда, стоящие на рейде. Бой, начавшийся в 11 часов дня, был довольно жарким – центр французов сблизился с английским авангардом практически вплотную и открыл убийственный огонь. Многочисленные стрелки с марсов и картечь с нижних деков буквально выкосили артиллеристов на батарейных палубах английских кораблей. Корабли британцев немедленно задраили орудийные порты и увалились под ветер.
Однако командиры авангарда и арьергарда французов не поддержали натиск своего командующего – отдалившись от бухты Бэнтри на 20 миль в запале боя, маркиз де Шато-Рено был принужден повернуть обратно, опасаясь окружения превосходящими силами англичан.
Бой длился 6 часов, и хотя противники потеряли около 400 человек, никто не был в праве считать себя победителем. Вопрос обладания морем оставался открытым. Тем не менее, Шато-Рено спас высаживающиеся войска и десантные транспорты в бухте Бентри.
18 мая французский флот возвратился в Брест.
Летом 1689 года Герберт собрал более 60 линейных кораблей и 20 брандеров у острова Уайт, дабы навязать бой Северному Флоту Франции. Для этого будущий лорд Торрингтон просто стянул в Метрополию все эскадры, в том числе и базирующиеся на Португалию. Это позволило французам провести из Тулона через Гибралтар к Бресту 20 линкоров, увеличив таким образом их количество до 70. Прибывший вместе с линейными кораблями из Тулона Турвилль вступил в командование Флотом Океана. У мыса Сцилли в середине августа произошло столкновение противников, однако залпами обменялись только флагманы авангардов, союзный флот не рискнул навязать сражение французам.
Для противодействия якобитам небольшая эскадра под командованием Джорджа Рука высадила отряд приверженцев Вильгельма Оранского под командованием маршала Шомберга в районе Каррикфергуса (Ирландия), прошлась между Шотландией и Ирландией, сделав попытку сжечь часть французского десантного флота в Дублине, заняла остров Корк и возвратилась в Даунс в октябре.
Зиму противники использовали для того, чтобы полностью отмобилизовать и довооружить флоты. Верфи был загружены работой – лихорадочно строились новые корабли и суда.
Венные действия продолжились летом 1690 года – 21 июня Вильгельм отплыл к побережью Ирландии из Честера с 15000 человек на 280 судах в сопровождении 6 военных кораблей. Не атакованный по пути следования французским флотом, он высадился в Каррикфергусе. Это полностью изменило ситуацию на острове – теперь оранжисты (приверженцы Вильгельма Оранского) имели огромное преимущество в живой силе перед якобитами. Один из приближенных Якова II писал командующему французским флотом графу де Турвиллю: «Мы не дали флоту вторжения бой в проливе Святого Георга – это катастрофа…».
23 июня Турвилль с эскадрой в составе 75 линкоров и 23 брандеров отплыл из Бреста. К 30 июня французы уже находились на траверзе Лизарда.
Английский флот под командованием Артура Герберта в свою очередь соединился с голландской эскадрой под командованием Корнелиса Эвертсена у острова Уайт. Теперь флот союзников составлял 57 линейных кораблей с 4153 орудиями . Французы же могли выставить 75 линкоров, вооруженных 4600 пушками.
Турвилль подошел к Плимуту и направил свои корабли вдоль южного побережья Англии. Герберт, обладая меньшими силами, решил отойти к Дувру, что всерьез обеспокоило королеву Марию и «Совет Девяти». Слухи о составе французского флота были противоречивы, но паника охватила не только сановные особы, но и Адмиралтейство. Адмирал Расселл писал будущему лорду Торрингтону, что неравенство сил не должно удерживать последнего от решительного боя с французами, однако Герберт имел иное мнение. Он считал, что если его сведения верны и французы выставили в море большой флот, то при таком соотношении сил есть смысл воздержаться от генерального сражения, отступить вверх по Темзе, угрожая французам самим фактом существования сильного морского соединения. Королева Мария в ответ на это писала Торрингтону: «Мы были очень огорчены тем, что ваш отчет о силах французов так сильно отличается от всех остальных, полученных нами от разных людей; все сходятся в том, что у лягушатников не более 104 кораблей всех типов, и мы надеемся, что по морскому обычаю большая часть их - мелкие. Учитывая, что у них свыше 30 брандеров, боевых судов у них не более 60 или 70. Мы не желаем слушать того, что, как вы предлагаете, следует предпринять, и мы полагаем, что ваше предложение отступать к Ганфлиту было бы равносильно проигранному сражению, и имело бы крайне плохие, если не сказать - фатальные последствия. Если вы уйдете с моря, это поставит под удар Плимутскую эскадру, которой мы только что послали приказ присоединиться к вам, равно как и Шовелю из Ирландии. Киллигрю с большим флотом, вероятно, уже в Саундингсе (он пришел в Плимут 7 июля 1690 г. – прим. автора). По всем имеющимся у нас сведениям, противник очень слаб и он осмелился идти сюда только потому, что считает, что у нас не более 30 кораблей и что голландцы к нам еще не присоединились. Ваше отступление откроет французам также путь в Шотландию».
Адмирал Расселл вел свою интригу – ведь поражение Герберта позволяло Расселлу принять командование английским флотом.
«Государыня, - писал он королеве, - наш лорд Торрингтон не тот человек, которому можно доверить судьбу трех королевств». Королева, обеспокоенная такими предупреждениями, прикомандировала Расселла к эскадре, он должен был поднять флаг на 96-пушечном «Сент-Эндрю», однако тот, сказавшись больным, в море не пошел.
Времени на решение проблемы командования у союзного флота уже не осталось: бой был неизбежен. 9 июля Герберт получил приказ атаковать французов при любом соотношении сил, дабы защитить Метрополию.

Сражение.

В 12 милях от Бичи-Хэд около 5.30 утра 10 июля эскадры противников встретились. Наступающий июльский день обещал быть солнечным, на небе не было ни единого облачка, предрассветная дымка еще лежала на воде, дул устойчивый норд-вест. Турвилль и Герберт шли навстречу тремя походными колоннами, однако, обнаружив друг друга, начали перестраиваться в линию.
Французы убавили парусов и выстроились в кильватер на правый галс в ожидании союзников в таком порядке:
-авангард (Синяя Эскадра) в количестве 22 кораблей (из них пять несли более 70 орудий) под командованием маркиза де Шато-Рено. Флагманский корабль – 104-пушечный «Дофин-Руаяль», головной – 80-пушечный «Фье», замыкающий – 58-пушечный «Темэрер».
-центр (Белая Эскадра) под командой графа де Турвилля имел в своем распоряжении 28 линкоров, причем 6 из них несли более 70 орудий. Французский командующий располагался на флагмане флота – 110-пушечном «Солейл Руаяль», головной – 50-пушечный «Брюск», замыкающий – 62-пушечный «Парфэн».
-арьергард (Бело-Синяя Эскадра) – 20 кораблей (из них семь несли более 70 орудий) под общим командованием графа д’Эстрэ, флагман – 84-пушечный корабль «Гранд», головной – «Триомфант» (80 орудий), замыкающий – «Террибль» (74 орудия).
У французов не все было гладко – некомплект экипажей составлял 4000 человек; порох, который они приняли в Бресте, был очень плохого качества и по отзыву интенданта флота «был более похож на древесный уголь».
Союзники так же выстроились в линию и курсом на зюйд-вест спускались к ожидающему их французскому флоту. Впереди шел авангард (Белая Эскадра) голландцев в количестве 22 кораблей под командованием Корнелиса Эвертсена, державшем флаг на 74-пушечном «Голландиа» . Центр (Красная Эскадра) - с флагманом - 100-пушечным «Ройал Соверин», в составе 22 линкоров под командованием Герберта. Замыкал колонну арьергард (Синяя Эскадра) из 13 кораблей под командованием вице-адмирала Делаваля, державшего флаг на 90-пушечном «Коронейшн» .
В целом эскадра союзников была немного слабее флота Турвилля
Исходя из этого Герберт собирался завязать ближний бой с арьергардом, а авангард и центр должны были вести стрельбу с дальней дистанции. Дабы не позволить французам охватить голову линии, лорд Торрингтон сравнял с ними длину кордебаталии, создав разрывы между эскадрами. Нетерпеливый голландец, однако, нарушил инструкции и начал сближение с французами двумя колоннами. Эвертсен рассчитывал использовать преимущества более легких голландских пушек.
В 9 часов утра голландец подошел на дистанцию стрельбы к середине авангарда Турвилля и завязался жаркий бой.
Сблизившись, эскадра Соединенных Провинций открыла частый огонь по кораблям французов. Торрингтон же следуя решениям, оговоренным перед боем, действовал более осторожно и приказал зарифить паруса, снизив скорость сближения, выравнив линию кордебаталии относительно французов. Центр Турвилля немного выгнулся по ветру, тем самым еще более увеличив расстояние между Гербертом и английской Красной эскадрой. Примерно в 9.30 утра следовавший за Торрингтоном Делаваль с 13 кораблями арьергарда по примеру Эвертсена подошел на пистолетную дистанцию и завязал жаркий бой с Бело-Синей Эскадрой д’Эстрэ.
Эвертсен не стал сбавлять парусность, дабы быстрее выйти в голову французскому авангарду под командованием Шато-Рено, однако меткий и частый огонь среднего калибра французов (18-, 12-, 8-фунтовые пушки) не только выкашивал артиллерийскую прислугу, но и снижал скорость судов, круша мачты и такелаж, разрывая в ошметки паруса. В таких условиях более высокобортные и тяжеловооруженные французские корабли получали гораздо меньше повреждений и сохраняли свою скорость и маневренность.
Необходимость хоть как-то нивелировать преимущество французов в вооружении заставила Эвертсена уменьшить дистанции между мателотами и вести более сосредоточенный огонь, это привело к тому, что кордебаталия Шато-Рено получила возможность обойти голову голландской эскадры.
Тем временем Делаваль схватился с эскадрой д’Эстрэ: английский адмирал, имея меньше судов нежели француз, увеличил дистанцию между мателотами, дабы не быть обойденным, и вел точный огонь по кораблям Бело-Синей Эскадры удерживая наветренное положение.
В 10 утра центр под командованием Торрингтона открыл огонь по Белой Эскадре Турвилля, однако, опасаясь обхода линии и оставляя себе пространство для маневра, Герберт не стал сближаться, оставив разрыв между авангардом и центром.
Эту же ситуацию заметил и командующий французской эскадрой, который с помощью флажных сигналов передал приказ авангарду Шато-Рено обойти голландцев с наветра, дабы поставить их в два огня. Отлично отлаженная на учениях и в боях на Средиземном море система сигналов Турвилля позволила ему гибко реагировать на изменения в сражении.
В час дня авангард французов обошел эскадру Эвертсена и головной 64-пушечный «Вапен ван Утрехт» был атакован с двух сторон. Досталось так же и первому дивизиону центра англичан под командованием Эшби – головной корабль дивизиона 58-пушечный «Плимут» от сосредоточенного огня потерял фок-мачту и получил множество мелких пробоин. Выгнув Белую Эскадру в сторону противника Турвилль полностью исключил возможность помощи голландцам.
Даже исключительная храбрость и высокий профессионализм голландцев не могли что-либо изменить – авангард, казалось, был обречен: к 15 часам уже 6 кораблей французов обошли голову голландской эскадры поставив в два огня «Вапен ван Утрехт», «Вапен ван Алькмаар», «Толен», «Вест Фрисланд», «Принсесс Мария» и «Састрицум». Хуже всего пришлось флагману первого дивизиона 82-пушечному «Вест Фрисланд» и его мателоту 92-пушечному «Принсесс Мария» – их атаковали с двух сторон 86-пушечный «Конкеран» и 104-пушечный «Дофин Руаяль» под флагом Шато-Рено. Замыкающие корабли Соединенных Провинций так же вели смертельный бой: выгнутый центр французского флота во главе с флагманом Турвилля - 110-пушечным «Солейл Руаяль»- завязал бой с концевыми голландскими линкорами.
В отчаянии Эвертсен прибегнул к старому приему дюнкеркских каперов - не убрав паруса он поставил свои корабли на якорь. Голландский 68-пушечный «Фрисланд», потерявший все мачты, сорвало с якорей и он отдрейфовал к кордебаталии французов, где и был взят на абордаж 80-пушечным «Соверьен» под командованием де Несмонда. Однако призовая команда нашла корабль в отвратительном состоянии – он еле держался на воде, поэтому его просто взорвали.
Французы не сразу заметили уловку старого голландского «морского волка» – дым от сотен фунтов сгоревшего пороха полностью перекрыл видимость, заметны были лишь клотики кораблей. Начавшийся отлив оттащил французские линкоры на зюйд-вест и голландцы смогли, наконец, выйти из-под огня. Поздно заметивший маневр голландцев Турвилль был не в силах изменить ситуацию – примерно в это же время установился штиль и даже полностью поставленные паруса на французских кораблях не могли перебороть течение. Флот короля Людовика так же был вынужден встать на якорь.
Пороховой дым немного рассеялся и воюющие стороны наконец-таки могли рассмотреть поле боя.
Голландцам досталось больше всего – в письме к Вильгельму Оранскому Эвертсен сообщал, что у него к 15 часам оставалось, пожалуй, только 3 корабля, которые могли нести паруса. Почти на всех линкорах были сбиты мачты, поврежден рангоут, во внутренних помещениях многих кораблей бушевали пожары, командиры 3 кораблей были убиты во время сражения .
Примерно в 2 милях к зюйд-осту ярко догорали голландские 74-пушечный «Рэйгенсберг» и 62-пушечный «Гекроонде Бург». Они были брошены командами.
Поздно вечером в 21 час задул легкий бриз и остатки англо-голландской эскадры легли курсом на эстуарий Темзы.
Французы вели преследование флота оранжистов 5 дней. Кильватерная колонна союзников уже давно была сломана, корабли пытались укрыться в близлежащих бухтах. Чтобы отовраться от противника англичане и голландцы просто сжигали сильно поврежденные суда: так погибли голландские 64-пушечный «Вапен ван Утрехт», 60-пушечный «Толен», 50-пушечный «Эльсвут», ветеран сражений 1666-73 годов 72-пушечный «Маагд ван Энкхейзен» и английский 70-пушечный «Энн».
Спастись удалось только славному голландскому 64-пушечному «Мазе» под командованием Шнеллена. Сильно поврежденный голландский корабль преследовался двумя французскими, однако начавшийся отлив замедлил их приближение. Войдя в небольшую бухточку Шнеллен решил создать небольшую береговую батарею из уцелевших орудий правого борта. На перевозку пушек задействовали всю команду – люди лихорадочно работали, понимая, что в любую минуту может начаться убийственный огонь французов. Когда корабли Турвилля подошли на дистанцию стрельбы, их встретил частый огонь вновь устроенной береговой батареи. Обменявшись парой залпов французы отвернули назад .
Сражение у Бичи-Хэд близилось к завершению: потери союзников в людях составляли более трех тысяч человек убитыми , французы потеряли 344 убитыми и 811 раненными. По отчету Турвилля «ни один французский корабль не потерял ни одной стеньги», однако в ходе битвы Флот Океана уничтожил 3 линкора противника и еще 5 своих кораблей англичане и голландцы сожгли при преследовании. Победа была полной и окончательной.


Результаты.

11 июля 1690 года Вильгельм Оранский, находившийся в Голландии, в преддверии решительного сражения войск оранжистов и якобитов в Ирландии получил известие о том, что англо-голландский флот разгромлен. «Я не могу выразить Вам, - писал Вильгельм Оранский Великому Пенсионарию Энтони Хеинсиусу, - как я огорчен нашим поражением. Особенно расстроила меня весть о том, что (как мне сообщили) мои суда не поддержали авангард, оставив его в беде».
Лондонские газеты выразились более откровенно: «Голландцы отстояли свою честь, французы весь бой имели преимущество, англичане покрыли себя позором». Британия опасалась вторжения французских войск – в южные графства были переброшены 6000 штыков, срочно создавались полки милиции, главнокомандующим был назначен герцог Мальборо.
С подачи адмирала Расселла Торрингтона предали суду Трибунала, но он был полностью оправдан. Комиссия пришла к выводу, что Артур Герберт действовал правильно, поскольку Эвертсен не стал придерживаться плана боя, согласованного перед сражением. Вице-адмирал Делаваль (человек очень горячий и еще не остывший от боя) пригрозил даже вызвать на дуэль любого, кто скажет, что Торрингтон струсил. Адмирал Расселл, у которого самого рыльце было в пушку, снял свои обвинения.
Эвертсен же больше никогда не командовал голландскими эскадрами.
В тот же день, 11 июля 1690 года, в Ирландии около городка Бойн войска маршала Шомберга наголову разгромили отряды якобитов и Яков II бежал во Францию. В Версале он уговаривал Людовика XIV высадить войска в Англии, понимая, что после Бичи-Хэд английский флот не сможет защитить Метрополию от вторжения , однако Король-Солнце, поглощенный планами завоевания Европы, не внял совету родственника. Франция, сцепившаяся в континентальной схватке с Австрией, Голландией и германскими княжествами, не могла выделить даже малого количества сухопутных войск для такого мероприятия, как десант в Англии. Единственным положительным результатом сражения при Бичи-Хэд для Людовика стало то, что английский флот не смог помешать эвакуации остатков французских отрядов из Ирландии.
Франция не оценила победы своего флота. В следующем 1691 году морской министр Поншартрен писал Турвиллю: «Захват вражеского конвоя стоимостью 30 миллионов ливров имеет гораздо большее значение, чем новая победа, подобная прошлогодней». Англичане и голландцы получили возможность восстановить свои флоты, и результатом этого стал Ла-Хог, где французы утратили господство на море.
Виктория при Бичи-Хэд была во многих отношения примечательной. Интересно сравнить ее результаты с результатами больших сражений на море времен англо-голландских войн. Что же мы видим?
Лоустофтское сражение (1665 год) – потоплено и сожжено 17 голландских кораблей, английские потери – 2 корабля.
Четырехдневное сражение (1666 год) – англичанами потеряно 10 кораблей, голландцами – 4 корабля.
Нортфорлендское сражение (1666 год) – голландцы лишились 4 линкоров, англичане – 1 линкора.
Сражение в бухте Солебей (1672 год) – голландцы потеряли 2 корабля, англичане – 1 корабль.
Сражение при Текселе (1673 год) – ни одна сторона не потеряла ни одного корабля.
Не стоит так же забывать, что Турвилль одержал победу над англо-голландцами имея негодный порох и значительный некомплект экипажей (после боя количество больных и раненных на эскадре дошло до 8800 человек), то есть выиграл сражение не техникой, не «мясом», а лучшей подготовленностью экипажей, более грамотной тактической выучкой командиров, лучшей стрельбой своих комендоров. Причем репутация флотов Англии и Голландии в тот момент была высока, как никогда, и едва ли любой другой французский адмирал, помимо Турвилля, согласился принять бой при таком соотношении сил и с тем количеством проблем, которые имела французская эскадра.
Таким образом сражение при Бичи-Хэд – это одна из самых неоспоримых побед эпохи паруса.
Существует легенда, что именно с 1690 года на мыс Бичи-Хэд зачастили самоубийцы – их манят голоса погибших голландских моряков, которых предали англичане. Но это только легенда.



2007 г.


Автор выражает глубочайшую признательность Эдуарду Борисовичу Созаеву за предоставленные материалы и оказанную помощь при написании данной статьи.






Список литературы:

1. Мэхэн А.Т. «Влияние морской силы на историю 1660-1783» — СПб.: Terra Fantastica, 2002 г.
2. Коломб Ф. «Морская война» - М.: АСТ, Terra Fantastica, 2003 г.
3. Штенцель А. «История войн на море» — М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс, 2002 г.
4. Танстолл Б. «Морская война в век паруса. 1650-1815. Сражения великих адмиралов» - М.: Эксмо, 2005 г.
5. Demerliac, Cdt. Alain, «La Marine De Louis XIV Nomenclature des vaisseaux du Roi-Soleil de 1661 à 1715». - Editions OMEGA, Nice, 1995 г..
6. David Lyon «The Sailing Navy List: All the Ships of the Royal Navy-Built, Purchased and Captured-1688-1860 (Conway's History of Sail) » - Conway Maritime Press, 1998 г.
7. William Laird Clowes, Clements Robert, Sir Markham «The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present» - Chatham Publishing; Reissue edition, 1997 г.
8. John Knox Laughton «Memoirs Relating to the Lord Torrington» - London, 1889 г.
9. Lee C.D. «The Battle of Beachy Head: Lord Torrington's Conduct» - The Mariner's Mirror, Vol. 80, London, 1994 г..
10. J. Ehrman «The Navy in the War of William III, 1689-1697» - Cambridge University Press, 1953 г.
11. J.C.M. Warnsinck «De Vloot van den Koning-Stadhouder, 1689-1690» - Amsterdam, 1934 г.
12. Материалы сети Internet.

(с)Сергей Махов.
Tags: история
Subscribe

  • Эй, Фриц, махнем не глядя...

    Когда говорят о общении с противником на нейтралке, обычно вспоминают либо "рождественское перемирие" 1914 на Западном фронте Первой Мировой, либо…

  • Когда хрономатрица дала сбой.

    " По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый сорок третий год". В городе Харькове контрреволюционные банды медленно…

  • Ихтамнет-1943.

    Бой в марте 1943 года за село Тарановка под Харьковым был "вроде бы" уже достаточно изучен еще в советское время – как-никак, место подвига…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Эй, Фриц, махнем не глядя...

    Когда говорят о общении с противником на нейтралке, обычно вспоминают либо "рождественское перемирие" 1914 на Западном фронте Первой Мировой, либо…

  • Когда хрономатрица дала сбой.

    " По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый сорок третий год". В городе Харькове контрреволюционные банды медленно…

  • Ихтамнет-1943.

    Бой в марте 1943 года за село Тарановка под Харьковым был "вроде бы" уже достаточно изучен еще в советское время – как-никак, место подвига…