Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:
  • Music:

Интересный тугамент...

...выложил на ВИФ-е ув.А.Елисеенко
Особенно меня этот кусочек заинтересовал.
"Справка 3 управления НКО СССР о состоянии аэродромного строительства
16 апреля 1941 г. Секретно
В работе аэродромных отделов округов по строительству оперативных аэродромов и площадок в 1940 г. имелось ряд серьезных недочетов, что отрицательно сказалось на выполнении плана работ.
5 управление ГУ ВВС КА с задачей организации и руководства этой работой не справляется.
Строительство объектов по таким округам, как Одесскому и Прибалтийскому, велось без проектов и смет. Изыскания площадок производилось наспех по внешним признакам без достаточного их изучения. В результате выбранные площадки во многих случаях оказывались непригодными к использованию под оперативные аэродромы и посадочные площадки, и командование округов вынуждено было от них впоследствии отказываться, что приводило к бесцельному расходованию государственных средств и срыву выполнения плана строительства объектов.
Аэродромным отделом Прибалтийского особого военного округа в 1940 г. на строительство аэродромов израсходовано 17 077 177 рублей, причем ни одного аэродрома и посадочной площадки в эксплуатацию не сдано.
Процент технической готовности отдельных объектов колеблется от 30 до 75%.
В практике аэродромного отдела ВВС ПрибОВО, отчуждение земель, назначение сроков сноса построек и уборка посевов производились без согласования с правительствами республик, в отдельных случаях только по указанию командиров баз. Согласно установленным срокам, отдельные владельцы участков постройки снесли и посевы убрали несозревшими, а впоследствии ряд отведенных таким образом участков для строительства аэродромов оказались непригодными и были возвращены крестьянам, которые требуют возмещения понесенных убытков.
Всего задолженность крестьянам вследствие этого достигла более 2 млн. рублей.

По Одесскому военному округу невыполнение плана строительства оперативных аэро¬дромов явилось в результате отсутствия надлежащего руководства и контроля со стороны нач. аэродромного отдела округа майора Макеева.
Строительство объектов в большинстве своем велось без проектов и смет. Землеотвод своевременно не оформлялся, что приводило к бесцельным затратам государственных средств. Так в июле м-це 1940 г. по распоряжению майора Макеева было начато расширение Кишиневского аэродрома без проекта и смет, хотя была очевидна нецелесообразность его расширения из-за большого объема земляных работ. На ряд сигналов, поступавших с мест о высылке съемщиков и составления смет, Макеевым никаких мер до сентября месяца принято не было.

Только 10.IX.40 г. была произведена съемка и составлены сметы, на основании кото¬рых в октябре м-це 1940 г. дальнейшие работы по расширению аэродрома были прекращены как нерентабельные. В результате по вине Макеева бесцельно израсходовано около 500 000 рублей.
* Начальник участка Сирис пробыл на объекте 19 дней, но ничего не сделал, так как не был оформлен отвод участка. Нач. топографического отдела Хаймович, выполнив на одном из участков 50% плана подготовительных работ, вынужден был дальнейшие работы свернуть по той же причине.
Строительство оперативных аэродромов в МВО проходило неудовлетворительно. К выбору площадок под строительство оперативных аэродромов, аэродромный отдел ВВС МВО подходил безответственно.
При строительстве аэродрома Павловское при выравнивании рельефа пришлось снимать грунт до 2 метров толщиной, тогда как рядом находилась площадь с меньшим объемом земляных работ.
Аэродром Чертаново по размерам ограничен 900x900 и расширить [его] не представляется возможности, так как с одной стороны расположен колхоз, с другой болото. Решением комиссии строительство аэродрома Чертаново было отменено, но бывш. командующий ВВС МВО генерал-майор Еременко принял решение строить.
Ватулинский аэродром, имея размеры 900x900 метров, от железной дороги расположен на расстоянии 5—6 км. Подъездных путей к аэродрому нет.
Аэродром д. Инюкнно размером 800x800, расширить в дальнейшем не представляется возможным.
В 1940 году не окончено строительство 14 оперативных аэродромов.
5 управление ГУ ВВС Красной Армии по-настоящему строительством оперативных аэродромов не руководило и должных мер к устранению отмеченных недочетов не принимало. Так нач. 3 отдела Пахомовым был заготовлен проект приказа о наложении взыскания на нач. аэродромного отдела ВВС МВО Лея и его заместителя Куткова за развал работы по строительству оперативных аэродромов и представлен нач. управления Филатову для доклада нач. ГУ ВВС Красной Армии. Филатов этот приказ вернул и никаких мер в отношении аэродромного отдела не принял.
Инспектора в округа направлялись от случая к случаю и без достаточного инструктажа и заданий. Привозимые ими материалы тщательному анализу не подвергались и необходимые меры по ним не принимались. Обеспечение объектов строительными материалами и автотракторным парком и спецмашинами проводилось несвоевременно.
5 управление ГУ ВВС Красной Армии заявки аэродромных отделов округов полностью не удовлетворяло. Так, аэродромный отдел ВВС Одесского военного округа 26.03.40 г. за № 0377 дал заявку на 42 вагона кругляка и 80 вагонов пиломатериалов. В апреле месяце 1940 г. 5 управление сообщило что лес отгружен, но округом получен не был. На май месяц было запланировано 30 вагонов, получено только 15. 19.06.40 г. из 5 управления в АО ВВС ОДВО поступила телеграмма с предложением дать реквизиты на отгрузку цемента, что аэродромным отделом было сделано. Однако цемента не поступало. 5 управление точными данными для планирования стройматериалов по округам не располагало, вследствие чего распределение их проводилось на глазок. Так, на октябрь месяц 1940 г. для ВВС ПрибОВО на ст. Рига было запланировано 40 вагоне» цемента, тогда как согласно заявки требовалось лишь 12 вагонов. При острой потребности нефтебитума для Одесского военного округа 5 управление запланировало на октябрь месяц всего 90 тонн, тогда как для ЗапОВО, которому совершенно не требовалось, запланировало 95 тонн.
Инженерно-аэродромные батальоны из-за отсутствия положенного количества автотракторного парка и спецмашин в 1940 г. работали не на полную мощность. По Западному особому военному округу инженерно-аэродромные батальоны были укомплектованы тракторами на 30%, механизмами на 50—60%. Вооружены батальоны устаревшей техникой, которая не удовлетворяет современным требованиям. К разработке новых образцов техники 5 управление ГУ ВВС КА мер не принимает.

Строительство спецсооружений, в особенности бензохранилищ, в 1940 г. шло крайне медленно из-за слабой поставки промышленностью бензоцистерн. Это усугублялось еще тем, что 5 управление не контролировало отгрузку бензоцистерн в округа и безответственно рас¬пределяло отгрузку бензоцистерн с заводов в округа, что в отдельных случаях приводило к лишним затратам средств и срыву сроков строительства. Так, Свесскому заводу было зап¬ланировано отгрузить 14 цистерн в ОдВО, тогда как непосредственно находящийся в Одес¬се завод Цнитмаш, согласно разверстки отгрузил 89 цистерн в ЗакВО. В свою очередь в Грузии имеется завод по изготовлению бензоцистерн.
Все эти факты привели к тому, что план строительства оперативных аэродромов на 1940 г. выполнен не был.
Согласно представленных военными советами округов титульных списков на 1941 г. было запланировано строительство 310 аэродромов и окончание начатых в 1940 г. — всего на сумму 211 млн. рублей.
Отпущено на строительство оперативных аэродромов на 1941 г. 150 млн. рублей, из которых 70 млн. — на переходящее строительство; 80 млн. рублей — на постройку 160 аэродромов.
Командование 5 управления ГУ ВВС Красной Армии ходом подготовки аэродромных отделов округов к строительному сезону 1941 г. по существу не занимается. Данных, на¬сколько строительство объектов обеспечено изысканиями, проектированием и сметами, в управлении нет.
В округах подготовка к строительному сезону проходит крайне медленно. Строительство объектов на 1941 г. по титулам, представленными округами, обеспечено изысканием в сред¬нем на 60%, проектированием и сметами — на 50%.
Отчуждение земельных участков под строительство оперативных аэродромов произво¬дится по старым нормам — 144 га, т. е. 1200x1200, тогда как ввод в строй новой скоростной авиации требует увеличения площади летного поля до размеров 1500x1500 плюс полосы подхода 150 метров.
Ходатайство перед СНК СССР об увеличении размеров аэродромов в связи с вводом в строй новой материальной части не возбуждалось, так как утверждение новых тактико-технических требований аэродромов задерживается.
Инженерно-аэродромные батальоны к работам на 1941 г. полностью не подготовлены. Ремонт автотракторного парка и дорожных механизмов из-за необеспеченности запасными частями затягивается.
Так, по Прибалтийскому особому военному округу на 15.03. с. г. план ремонта был вы¬полнен по автомашинам на 21,8%, тракторам — на 25%, дорожным и спецмашинам — на 30%о. Обеспеченность инженерно-аэродромных батальонов ПрибОВО запчастями составляет в среднем 25% всей потребности, а по тракторам и дорожным машинам — 10%.
Вновь сформированные 16 инженерно-аэродромных батальонов полностью техникой не вооружены и к выполнению работ по строительству не готовы.
Обеспечение бензоцистернами в 1941 г. протекает крайне медленно. За январь—март месяц 1941 г. по текущему запасу для оперативных аэродромов получено 10 бензоцистерн из необходимых 800 штук.
Следует также отметить, что строительство сборно-разборных ангаров на стационарных аэродромах по вине Аэродромного управления ГУ ВВС КА и КЭУ Красной Армии проходит неудовлетворительно. В 1939 г. завезено два ангара на Чернышевские аэродромы ДВФ и до сих пор не собраны. В 1939 г. на Монинский аэродром завезены конструкции, но до сих пор ангар не собран. Аналогичное положение в ОрВО и ЗапОВО. Таким образом, десятки конструкций изготовлены и находятся в бесхозяйственном состоянии, в то время как само¬леты из-за отсутствия ангаров в ЗакВО и АрхВО гниют.
Такое положение с аэродромным строительством явилось в результате совершенно неудовлетворительной работы нач. 5 управления ГУ ВВС К А военинженера 1 ранга Филато¬ва, который не способен направить работу на выполнение государственной важности задач.

Следует отметить, что в напряженный период аэродромного строительства в 1940 г. ряд ответственных работников 5 управления ГУ ВВС К А во главе с нач. управления Филатовым и бывш. комиссаром, ныне замнач. управления Андреенко, занимались строительством собственных дач, используя свое служебное положение для получения строительных материалов и тратя на это служебное время.
Начальник 2 отдела 3 управления НКО СССР
капитан госбезопасности Авсеевич
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments