?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
"Умирать полетели"...
Мяу
kris_reid
"...На отражение сосредоточенного налета авиации противника вылетали 84 МиГ-15, в воздушном бою участвовали 72 летчика, стреляли - 36. Время ведения воздушного боя частями составляло 10-15 минут.
В результате воздушного боя было сбито 14 самолетов противника, из них: 10 Б-29, 4 Ф-84, и один Б-29 подбит. Наши потери - один экипаж МиГ-15 (ст. л-нт ХУРТИН).
Расход боеприпасов: снарядов Н-37 - 865 шт., снарядов НС-23 - 2619 шт.
Метеоусловия: облачность 8-10 баллов, высотой 3000-4000 метров, видимость до 10 км. "
Открытые иностранные издания традиционно приводят иные описание и итог боя. Роберт Джексон в книге "Воздушная война над Кореей" пишет: "...В 9:00 восемь В-29 307-го бомбардировочного авиакрыла встретились с эскортом из 55-й "Тандерджетов" 49-го и 136-го авиакрыльев и взяли курс на аэродром Намси. Далеко перед ними и выше 34 "Сейбра" 4-го авиакрыла выставили у южного берега Ялуцзяна истребительный "заслон".
Неожиданно в 9:15 более сотни МиГов пересекли реку, и через несколько минут пилоты "Сейбров" были эффективно связаны боем и дрались за свои жизни. Во время этого боя, в котором были сбиты два МиГа, еще 50 МиГов прошли к группе В-29 и F-84 и заняли место на некотором удалении, возможно надеясь оттянуть от бомбардировщиков "Тандерджеты". Последние, однако, вызова не приняли, и у же через несколько мгновений МиГи яростно атаковали со всех направлений. Для стрелков В-29 следующие 20 минут стали настоящим кошмаром. МиГи, пронизывая беспомощный эскорт F-84, вновь и вновь поливали пушечным огнем бомбардировщиков, отчаянно идущих к цели. Два В-29 были сбиты через несколько секунд после того, как сбросили бомбы; третий, пылая как факел, потянул к побережью, где члены экипажа покинули самолет - все, кроме пилота капитана Томаса Л. Шилдса (Thomas L. Shields), который, пожертвовав собой, до последнего держал изрешеченную машину в воздухе и тем спас остальных.
Один "Тандерджет" также не вернулся из вылета. Четыре МиГа были засчитаны сбитыми - три стрелками В-29 и один пилотом F-84. Оставшиеся бомбардировщики, все с тяжелыми повреждениями, с печальным грузом убитых и раненных на бортах, совершили аварийные посадки в Южной Корее и Японии. Для Бомбардировочного Командования это был самый страшный день с начала войны... "

Заметим, что слова Джексона об отчаянном прорыве экипажей "Суперфортрессов" к цели под огнем бесчисленных МиГов - лишь авторская вольность. Бомбардировщики были перехвачены уже на отходе от цели.

Хотя разные авторы относят на счет оборонительного огня "Суперфортрессов" от трех до пяти МиГов, официально лишь два стрелка получили по одной победе на свои счета - сержант Фред Спайви (Fred R. Spivey) и штаб-сержант Джерри Уэб (Jerry М. Webb), оба из 371-й эскадрильи. Один МиГ пошел на счет пилота F-84 из группы непосредственного сопровождения 1-го лейтенанта Фарри Д. Фортнера (Farrie D. Fortner). Кроме того, по одной победе заработали пилоты "Сейбров" 336-й эскадрильи майор Ричард Крейтон (Richard D.Creighton) и капитан Ральф Бэнкс (Ralph Е. Banks).

Наши реальные потери оказались таковы - один МиГ сбит и 3 повреждены.

Теперь перейдем к американцам. Вероятно, впервые цифру потерь в три В-29 назвал Роберт Фрэнк Футрелл. Со второй половины 1950-х он написал отдельные главы о войне для нескольких сборников как по общей истории ВВС США, так и по их использованию в Корее, а затем выпустил свой классический труд "ВВС США в Корее, 1950-53". Его работы стали основным источником информации для многих западных авторов, а цифра потерь 23 октября, соответственно, перекочевала и в их книги.

Однако, у нас есть серьезные сомнения в ее правдивости. Многие западные источники сообщают, что потери, понесенные 23 октября, заставили Бомбардировочное Командование перейти на исключительно ночные вылеты В-29 в "Аллею МиГов" до самого конца войны, и "Черный вторник" стал последним днем, когда "Суперфортрессы" вылетали к Ялуцзяну днем. Реально бомбардировщики еще появлялись в зоне действия 64-го ИАК 24 и 27 октября, однако их потери в те дни были несравненно более легкими. Таким образом, поворотным для истории дневных налетов В-29 действительно стало 23 октября 1951 года. Но почему именно этот день, ведь для Бомбардировочного Командования результаты боев 1 марта и 12 апреля были, казалось бы, не менее трагичными? На наш взгляд, это объясняется намного более высоким уровнем реальных потерь по сравнению с официальными.

Американские ветераны, очевидцы "Черного вторника", дают другую версию событий. Гарольд Е. Фишер (Harold Е. Fischer), бывший в то время пилотом "Шутинг Стара" 80-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи, вспоминал:

"В один из самых страшных дней для наших ВВС, большая группа из 12-ти самолетов вылетела в Северную Корею под прикрытием F-86. При отходе от цели их встретили МиГ-15 противника в превосходных четырехсамолетных звеньях, которые произвели несколько атак по группе В-29, не обращая внимание на истребительное сопровождение, оказавшееся совершенно неэффективным. МиГи вели огонь из пушек, даже не входя в зону оборонительного пулеметного огня В-29, и стрелки бомбардировщиков оказались бессильны перед подобной тактикой. То была встреча самолетов Второй Мировой с современными реактивными истребителями. Восемь В-29 были сбиты, а остальные оказались столь серьезно повреждены, что не рискнули тянуть через море на Окинаву и сели на передовых авиабазах в Южной Корее. Позже мы вылетали на поиск членов экипажей В-29, покинувших свои изрешеченные машины над морем.

Мы проходили фронтом от острова Чходо вдоль побережья до устья Ялуцзяна и обратно на высоте нескольких футов, до боли в глазах всматриваясь в волны, но не смогли заметить ни одного спасательного жилета. Из-за малой высоты время поиска предельно сократилось, и, к великому сожалению, мы были вынуждены скоро покинуть район. Единственным встреченным нами самолетом был спасательный "Дамбо", также занимавшийся поиском экипажей. "Дамбо" ушел из района вслед за нами, опасаясь, что МиГи могут вернуться и сбить его. ...Мы взяли курс на базу и набирали высоту, чувствуя горечь и понимая, что в тактике необходимо что-то менять - либо увеличить и улучшить сопровождение, либо прекратить дневные налеты и перейти на ночные. И так случилось, что это оказался последний раз, когда В-29 появлялись в небе днем. "

По показаниям одного из членов экипажа В-29, сбитого зенитным огнем 23 января 1952 года, в октябре 1951-го в течение недели Бомбардировочное Командование теряло "Суперфортрессы" в каждом вылете, причем в "Черный вторник" потери от МиГов составили девять машин.

Как говорила Кэролловская Алиса - "все страньше и страньше". Теперь, не считая нашей, мы имеем три западных версии события, причем версии почти полярные. Истина же часто лежит посредине. Еще одно, последнее толкование итогов боя 23 октября, мы находим у Ларри Дэвиса. Он сообщает: "...К концу битвы все В-29 получили тяжелые повреждения. Три из них были потеряны над целью, еще четыре разбились на авиабазах Южной Кореи. Оставшиеся три дотянули до Кадены, но были списаны и пущены на слом. Таким образом, МиГи уничтожили всю группу В-29. Той ночью появился приказ - никаких более дневных вылетов ни в саму "Аллею МиГов", ни в прилегающие к ней районы". Причем далее Дэвис, говоря о суммарных потерях В-29 в воздушных боях в Корее, пишет: " Официально их потери были очень легкими - 17 самолетов за три года конфликта. Но в это число входят только те, что упали в Северной Корее или на территории, занятой противником. Самолеты, упавшие в воды Желтого и Японского морей или разбившиеся в Южной Корее, не считались потерянными в бою. Не считались потерями и те самолеты, что из-за сильных повреждений были списаны по возвращении домой. "

Принимая это утверждение во внимание, нам, возможно, следует сказать, что 23 октября 1951 года в Северную Корею вылетели 10 В-29, из которых три были потеряны, а остальные... скажем, выбыли из состава Бомбардировочного Командования. Звучит несколько бредово, но вполне компромиссно для всех сторон."
(с)"Черная неделя бомбардировочного командования" Л.Крылов, Ю.Тепсуркаев


  • 1
Да уж. Прямо "Атака легкой кавалерии".

Утовнувшие бомбардировщики сбитыми не считаются? :-)))

они захлебнулись... -) пилоты посчитали за моряков... надо статистику ВМФ посчитать... (потерян одна торпедная джонка В-29)...

хотя, че радоваться? жаль Северных Корейцев... ща было было б 2 раза больше Самсунгов, LG и пр...

плакать надо... а экипаж жалко... представь всю войну прошли от мессеров спаслись, советы были за союзников... а тут....

-первый первый я второй...атакую... и пипец...

"Арлингтонское кладбище"

> 2 раза больше Самсунгов, LG и пр...

Не-а:)

>представь всю войну прошли от мессеров спаслись

Б-29 в Европе не летали:)

ну экипажи допустим на либертяхс летали -:) (переучились на крепость -))))

Подготовленных на Б-29 для Японии и так более чем...

для уточнения необходимо поднять архивы, личные дела )))...

Можно по Корвалду посчитать убитых, но мне лениво. Возьметесь?

Ссылка чуть ниже

Утонул, кстати, один -- 44-70151. Из 13 человек четверых вертолетчики выловили из воды, один был убит еще в бою, остальные утонули. Surface vessels impeded by rough seas

http://www.dtic.mil/dpmo/pmkor/korwald_info_1714.htm

Дэвис, говоря о суммарных потерях В-29 в воздушных боях в Корее, пишет: " Официально их потери были очень легкими - 17 самолетов за три года конфликта. Но в это число входят только те, что упали в Северной Корее или на территории, занятой противником. Самолеты, упавшие в воды Желтого и Японского морей или разбившиеся в Южной Корее, не считались потерянными в бою. Не считались потерями и те самолеты, что из-за сильных повреждений были списаны по возвращении домой. "

перепостил.

играл в авиа-аркаду "Асы над Вьетнамом" полный отстой... Миги токма так валил ракетами с Сейбров...

вот ил-2 другое дело....

На какие только ухищрения не идут люди, лишь бы статистика выглядела получше. :-/

Для иллюстрации -- KORWALD и B-29s That Flew in the Korean War

23/10/53 (все бомберы из 307th Bmb Wg)
B-29A 371st Bmb Sq. t/n 42-94045. Downed by MiGs near Namsi airfield at 0920L, last seen in a tight spiral
B-29A 372st Bmb Sq. t/n 44-27347. Damaged by MiGs, successfully recovered (i.e. 'crashed' -- S.I.) at Kimpo AB (K-14)
B-29A 371st Bmb Sq. t/n 44-61816. Major damage by MiGs, reparable (списан -- S.I.)
B-29A 370st Bmb Sq. t/n 44-61824. Major damage by MiGs, reparable
B-29A 372st Bmb Sq. t/n 44-61940. Damaged by MiGs near Namsi airfield, crashed 6 mi off coast of Chinnampo
B-29A 371st Bmb Sq. t/n 44-70151. Damaged by MiGs near Namsi Airfield, crew bailed out in Chinnampo/Inchon area (Yellow Sea)
B-29A 372st Bmb Sq. t/n 44-86295. Damaged by MiGs, landed at Kimpo AB (K-14) (Crash landed at Kimpo -- S.I.)
B-29A 371st Bmb Sq. t/n 44-87760. Major damage by MiGs, reparable. Repaired & reassigned to the 98BG.

F-84E 111th Ftr-Bmbr Sq. t/n 50-1220. Downed by MiGs, 2 F-84s attacked by 2 MiG-15s, last observed on fire and spiraling down into heavy overcast, no egress noted

24/10/53 "зарегистрированы" еще три B-29 из другого крыла -- 98th Bmb Wg
B-29A 343rd Bmb Sq. t/n 44-61932. 40-70 MiGs attacked formation, damaged, crew bailed out over Wonsan Harbor near Tri-yom-do
B-29A 343rd Bmb Sq. t/n 44-86346. Severely damaged by MiGs, recovered at Yokota Air Base
B-29A 343rd Bmb Sq. t/n 44-87431. Badly damaged by MiGs, emergency landing at Taegu AB


Итого 6 уничтоженных B-29 за два дня. Неплохо, неплохо :)

Замеченные опечатки

1. Семь бомберов, как легко увидеть :)

2. t/n -- это tail number

Что такое "американская официальная версия" ? Если принимать за таковую цитату из "Stars and stripes" вышедшую на следующий день после боя (и сдававшуюся в печать непосредственно 23-24.10), то там сказано про 3 уничтоженных в бою и тяжелые повреждения большей части всех остальных. По моему это полностью соответствует процитированным записям из базы.

Три уничтоженных:

B-29A 371st Bmb Sq. t/n 42-94045. Downed by MiGs near Namsi airfield at 0920L, last seen in a tight spiral
B-29A 372st Bmb Sq. t/n 44-61940. Damaged by MiGs near Namsi airfield, crashed 6 mi off coast of Chinnampo
B-29A 371st Bmb Sq. t/n 44-70151. Damaged by MiGs near Namsi Airfield, crew bailed out in Chinnampo/Inchon area (Yellow Sea)

Пять поврежденных:

B-29A 372st Bmb Sq. t/n 44-27347. Damaged by MiGs, successfully recovered (i.e. 'crashed' -- S.I.) at Kimpo AB (K-14)
B-29A 371st Bmb Sq. t/n 44-61816. Major damage by MiGs, reparable (списан -- S.I.)
B-29A 370st Bmb Sq. t/n 44-61824. Major damage by MiGs, reparable
B-29A 372st Bmb Sq. t/n 44-86295. Damaged by MiGs, landed at Kimpo AB (K-14) (Crash landed at Kimpo -- S.I.)
B-29A 371st Bmb Sq. t/n 44-87760. Major damage by MiGs, reparable. Repaired & reassigned to the 98BG

В заметке заявлено участие девяти Б-29. Ни о каком списании сразу же после боя речи идти не могло (там же в газете есть фотография техников, обсуждающих состояние машин), поэтому не совсем понятно зачем уточнять эту версию более поздними данными, которые тоже американские и официальные ? Можно сразу привести последние.

Теперь про уточнения в скобках. Откуда они ?

44-61816 - летал как минимум до июля 53-го (обсуждаемый бой произошёл 23 октября 1951 года, а не 53-го). Т.е. он конечно был списан. Как и вообще все Б-29. Но явно не после боя.

44-27347 - он все таки был successfully recovered, а не crashed, что очевидно, если взглянуть на эти фотографии:



44-86295 - аналогично и с этим:



Что касается остальных самолётов из списка, в отношении которых нет никаких дополнительных комментариев, то занесение их в список уничтоженных ещё менее понятно. Я не стал искать по ним дополнительную информацию, так что если есть какие-то основания считать их именно уничтоженными, то я готов их выслушать.

В сухом остатке есть три уничтоженных 23.10.51 Б-29, что означает почти тридцать самолёто-вылетов перехватчиков на один сбитый бомбардировщик. Это достаточно посредственный результат для самого удачного дня за войну (например если сравнивать с налётом на Швейнфурт 17 августа 1943 года, когда немцам понадобилось примерно вдвое меньше самолётовылетов на один сбитый американский бомбардировщик, причем не учитывая списанные и поврежденные).

Дык это, что вижу -- о том и пою. Ссылочки я привел, по второй ссылочке про 44-27347 и 44-86295 написано crash landed. Из Ваших фото, кстати, не следует, что они были восстановлены

Да, дату списания 44-61816 можно было и уточнить :)

Кстати, в списке "предположительно уничтоженные" самолеты выделены жирным, если Вы не поняли :)

>Дык это, что вижу -- о том и пою
Я привёл фотографии. По моему это более чем наглядно.

>Из Ваших фото, кстати, не следует, что они были восстановлены
"Recovered" в данном случае не значит "восстановлен" в смысле починен. Это про посадку.

>Да, дату списания 44-61816 можно было и уточнить
Уточните, я не против. Если она окажется близка к обсуждаемому дню, то этот самолёт можно будет смело занести в потери. Но судя по состоянию на момент посадки, он всё таки дожил до минимум июля 53-го как я сказал.



>Кстати, в списке "предположительно уничтоженные" самолеты выделены жирным, если Вы не поняли

B-29A 371st Bmb Sq. t/n 42-94045. Downed by MiGs near Namsi airfield at 0920L, last seen in a tight spiral
B-29A 372st Bmb Sq. t/n 44-61940. Damaged by MiGs near Namsi airfield, crashed 6 mi off coast of Chinnampo
B-29A 371st Bmb Sq. t/n 44-70151. Damaged by MiGs near Namsi Airfield, crew bailed out in Chinnampo/Inchon area (Yellow Sea)

Не предположительно, а совершенно точно уничтожены. Но выделены точно также, как и самолёты, приведенные на фото и которые совершенно точно уничтоженными не являются.

Да Вы не горячитесь, лишнее это :)

"Я привёл фотографии. По моему это более чем наглядно."
Согласитесь, что на момент написания своего комментария, я Ваших фото еще не видел :)

""Recovered" в данном случае не значит "восстановлен" в смысле починен. Это про посадку."
Я говорю про то, что если аппарат после посадки больше в воздух не поднимался, его с большим основанием можно записать в уничтоженные. А не про слово recovered.

"Да, дату списания 44-61816 можно было и уточнить"
Это я сам себя комментирую. Да, упоминается в интернете товарищ, который на нем летал в 1952-1953-м

"Не предположительно, а совершенно точно уничтожены."
Вы уверены? ;)

"Но выделены точно также, как и самолёты, приведенные на фото и которые совершенно точно уничтоженными не являются."
Не обязательно. Можно быть уверенным, что 44-61816 не уничтожен. Осталось найти следы дальнейшего существования остальных двух

Re: Да Вы не горячитесь, лишнее это :)

>Согласитесь, что на момент написания своего комментария, я Ваших фото еще не видел
Да, действительно.

>Вы уверены?
Да. Хотя кроме KORWALD никуда больше не смотрел. Есть сомнения ?

>Осталось найти следы дальнейшего существования остальных двух
Отсутствие следов дальнейшего существования не является доказательством уничтожения. Эта информация отсутствует по куда большему числу машин. Из достоверных фактов есть то, что самолёты не упали после обстрела, а произвёли посадку на аэродром.

очень похоже на немецкую практику подсчета потерь. сел на вынужденную, машина в хлам - значит не сбит а "аварийная посадка"...

Ну и откуда данные о 17 потерянных? В KORWALD http://www.dtic.mil/dpmo/pmkor/korwald_afct.htm
очень просто даже можно посчитать сколько их - около сотни...

Не исключено, что тут действительно вопрос терминологии - в этом американцы всегда были доки - заводили всякие графы и подграфы, в которых были "сбитые в воздушном бою", "предположительно сбитые в воздушном бою", "предположительно сбитые ААА" и прочее и прочее, а потом из всего этого моря цифирь можно составить любую нужную картинку...
Но цифры потерь не скрывали - их просто не афишировали:)

Вы в Корвалде Details открывайте иногда :) Оно, вообще-то, база данных о всех происшествиях с самолетами в указанном регионе за указанный период. То есть, попадание самолета в KORWALD не означает, что он был сбит (если в деталях не написано 'downed by MiGs', конечно). Он мог быть поврежден, мог "неаккуратно сесть", мог быть потерян и по небоевым причинам (заблудился в тумане над морем, например).

С другой стороны, то что аппарат не был сбит согласно KORWALD, означает только, что он сумел соприкоснуться с землей на американской авиабазе "цельным куском" Это не означает, что он не был немедленно списан "за бессмысленностью ремонта".

Верно, подзабыл... Встречаются там "minor AAA damage" и "major battle damage".

Но даже если все crash landed, кроме помеченных как "crash landed, total lost" как-то восстановили (что очень сомнительно, например: crash landed into parked fighter aircraft ) я уже насчитал намного больше 17 записей подобного рода:

downed by MiGs, crashed in sea, crashed in mountain, crew bailed out, lost over Korea, exploded in mid-air, last contact at ..., crashed Х mi SW of Y

Досчитывать не буду - но их тут точно не меньше полусотни. Другое дело, многие из этих потерь проходят не как "сбитые в бою" а по другим категориям

Для иллюстрации открыл первые три попавшиеся ссылки:
-- Engine fire, crew bailed out 10 mi w of Wakamatsu
-- Downed by MiGs at night 10-12 mi S of Pyongyang (18 mi E of Sariwon)
-- Crash landed at Kadena AB, Okinawa, gear failed

Вывод: 2 из 3 - потеряны, третий - трудно сказать.

Но 1 и 3 -- вне связи с войной, так как происшествия (судя по именам) произошли в Японии. Или я не прав?

Вовсе не обязательно - "без связи". Скорее даже наоборот (в общем, это не база данных по всем происшествиям в этот период, а специализированная - по корейской войне).
Вот, например, такое сообщение: Damaged by AAA over Pyongyang, recovered at Yokota AB, Japan, crewmembers observed loss of 44-86371 and three chutes leaving that aircraft.
Так что, летали В-29 из Японии бомбить.

Но ведь статья довольно старая? :)

  • 1