Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:
  • Music:

И в качестве дополнения...

...к посту о Пирл-Харборе.

"Oперация «Судный День» - звездный час Сордфиша

В июне 1940 года стратегический баланс военно-морских сил на Средиземном море резко нарушился в связи с капитуляцией Франции и вступлением в мировую войну Италии. Эта страна располагала мощным флотом, географическое положение баз которого позволяло ему доминировать в Центральном Средиземноморье – суженной и стратегически важной части всей акватории. Его основной базой был порт Таранто на юге Италии. Итальянский флот не имел авианосцев, его операции должна была обеспечивать и прикрывать достаточно многочисленная авиация берегового базирования.

В свою очередь, единственный авианосец, имевшийся в распоряжении британцев на Средиземном море – «Глориес» – был направлен в Индийский океан для охоты за немецкими рейдерами еще до начала боевых действий. Позднее этот авианосец переместился в европейские воды для того, чтобы заменить потопленный Courageous. Однако, и он был потоплен в июне 1940 года, после чего Срeдиземноморский флот адмирала Каннингхема получил в свое рапоряжение тихоходный и устаревший авианосец «Игл», а позднее, в августе 1940 года, новый авианосец "Илластриес". Вместе эти корабли раполагали 42 старомодными бипланами Сордфиш (Swordfish) (24, включая 22 исправных - на «Илластриес», 18 на авианосце «Игл»), который британцы чаще называли stringbag (сетка-авоська), и 19 истребителями Фэари Фулмар (Fairy Fulmar) (4 на «Илластриес») и Глостер Си Глэдиэйтор (Gloster Sea Gladiator) (3 на авианосце «Игл», 12 на «Илластриэс»).


Британское командование начало планировать одну из самых дерзких и успешных в истории Королевского Флота операцию за много лет до начала Второй Мировой войны. В частности, возможность воздушной атаки на базу итальянского флота с аэродромов на Мальте рассматривалась еще в 1935 году в качестве ответа на вторжение Муссолини в Абиссинию. В 1940 году флот Дуче оставался относительно пассивным, но представлял угрозу, которую нельзя было игнорировать...

Залежавшийся в архивах план атаки был вновь принят к рассмотрению, когда в составе британского Средиземноморского флота появились два авианосца. Нападению предшествовали регулярные разведочные полеты, совершаемые с мальтийских аэродромов самолетами Мартин Мэрилэнд (Martin Maryland) (3 самолета из 431-го звена Королевских ВВС). Первоначальнго атаку планировалось осуществить в День Трафальгарской Битвы 21 октября 1940 года, однако пожар на авианосце «Илластриес», произошедший из-за ошибки механика при установке содержавшего остатки бензина дополнительного бака, вызвал замыкание электропроводки, и несмотря на то, что через несколько минут пожар погасили, сгорело 2 Сордфиша, а при тушении повредили, залив водой, еще 5.

В осуществлении операции появился элемент срочности, когда итальянцы вторглись в Грецию 28 октября 1940 года. Вопрос об оказании помощи грекам переместился в реальную плоскость, и морской путь через Центральное Средиземноморье стал для Великобритании весьма важным. Операция была назначена на 11 ноября в ближайший день благоприятного стояния луны. К сожалению, авианосец «Игл» из-за полученных в июле 1940 года в бою повреждений не мог принять в ней участие, так как из за близких разрывов авиабомб вышла из строя его система заправки самолетов. В результате пять его Сордфишей и 8 экипажей переместились на палубу авианосца «Илластриес».

К сожалению, даже этими мерами намеченное число (2 эскадрильи по 12 машин) атакующих самолетов обеспечить не удалось – 9 ноября один Сордфиш разбился во время противолодочного патрулирования, экипаж был спасен эсминцем, 10 ноября то же самое повторилось во время разведывательного вылета. 11 ноября Сордфиш из-за отказа мотора сел на воду, но экипаж успел надуть спасательную лодку, и их подобрал катер с крейсера «Глостер». Пилот суб-лейтенант Алистер Кейт и его наблюдатель лейтенант Джордж Гоинг сумели убедить командира крейсера дать им возможность вернуться на "Илластриес" на катапультном гидросамолете Уолрус (Walrus). Все разбившиеся самолеты принадлежали 619-й эскадрилье. Капитан 2 ранга Джеймс Робертсон, командир летной боевой части авианосца, приказал обследовать баки оставшихся 9 машин, в результате чего было обнаружено, что топливо в цистерне, из которой заправлялись машины этой эскадрильи, было засорено соленой водой и грязью во время тушения пожара.

Британская эскадра вышла из Александрии 6 ноября 1940 года. Утром 11 ноября один из самолетов Фулмар слетал на Мальту, чтобы доставить на «Илластриес» последние снимки основной базы итальянского флота, сделанные c самолетов Мэриленд, которыe подтвердили, что шесть вражеских линкоров («Витторио Венето» и «Литторио» — и 4 старых — «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре», «Кайо Дуилио», «Андреа Дориа») находятся в Мар Гранде - внешней части бухты, огороженной волноломами и представляющей собой акваторию эллипсоидной формы, вытянутую с северо-запада на юго-восток на расстояние 6.4 мили.

Tам же стояли, по итальянским данным, тяжелые крейсера «Зара», «Фиуме», «Гориция» и эсминцы «Фольгоре», «Валено», «Лампо», «Альфиери», «Джиоберти», «Кардуччи» и «Ориани». Во внутренней части бухты (Мар Пикколо), соединенной с Мар Гранде узким каналом, были замечены крейсера, эсминцы и гидропланы (тяжелые крейсера «Триесте», «Пола», «Тренто» и «Больцано», легкие крейсера «Гарибальди» и «Абруции», эсминцы «Гранатиере», «Альпино», «Берсальере», «Фусильере», «Фреччиа», «Страле», «Дардо», «Саэтта», «Маэстрале», «Либеччио», «Грекале», «Сирокко», «Камичиа Нера», «Джениере», «Ланчаере», «Карабиниере», «Корацциере», «Аскари», «Да Рекко», «Усодимаре», «Песаньо»). Кроме того, в Map Пикколо находились 5 миноносцев, 16 подводных лодок, 4 тральщика, 1 минный заградитель, 9 танкеров, многочисленные вспомогательные и торговые суда.

Противовоздушная оборона военно-морской базы осуществлялась корабельной и береговой зенитной артиллерией (13 сухопутных и 8 плавучих зенитных батарей крупного и среднего калибра, правда, вооруженных, в основном, устаревшими орудиями времен 1-й мировой войны, 84 мелкокалиберные зенитки и крупнокалиберных пулемета и 109 легких пулеметов, практически бесполезных. Ночью цели освещали 22 прожектора, 2 из которых были связаны со звукоуловителями , радаров и агрегатов постановки дымзавес не было, кроме этого, в обороне базы могли принимать участие прожектора и зенитки кораблей).

Над базой были также размещены аэростаты, часть из которых, по счастливому для британцев совпадению, была уничтожена или повреждена штормом (из 90 имевшихся в конце ноября штормом уничтожило и повредило 60, подняты были только 27 – 17 на плотах в море и 10 на суше). Воздушная разведка установила, что в акватории бухты заметна только третья часть всей спроектированной итальянцами системы противоторпедных сетей (4200 метров из 12800 необходимых, еще 2900 метров демонтировали для свободного прохода кораблей).

Гарнизон бухты находился в состоянии повышенной готовности (итальянцев насторожили пролеты Мэрилендов), половинные расчеты постоянно дежурили около зенитных орудий. Имевшие, хотя и в недостаточном количестве, сети и аэростаты существенно сузили фронт запланированной атаки, и ее решено было проводить двумя волнами, в первую из которых входили 12 самолетов, и во вторую – 9. В составе первой волны было 6 торпедоносцев, несущих 18" торпеды Mark XII с установкой скорости 27 узлов и глубины хода 33 фута, 2 самолета – осветители (с 16 снабженными парашютами ракетами несли по 4 250 фунтовых (113 килограмм) полубронебойных бомб, 4 самолета–бомбардировщика не несли осветительных ракет, но имели по 6 таких же бомб. Во второй волне предполагались 6 торпедоносцев, 2 осветителя и 1 бомбардировщик. Бомбы предназначались для отвлекающей атаки на крейсера, эсминцы, гидросамолеты и нефтехранилище в Мар Пикколо.

Во второй половине дня 11 ноября итальянские самолеты атаковали британскую эскадру. Как ни удивительно, состав группы кораблей никак не насторожил итальянцев. В абсолютно благоприятных погодных условиях, при свете почти полной луны в 20:40 первые 12 Сордфишей поднялись в воздух. Им предстояло пролететь 275 километров – почти двухчасовой полет для тихоходного Сордфиша. Задолго до прибытия британских самолетов беспорядочный огонь зенитных орудий осветил порт Таранто – это нервозные итальянцы открыли стрельбу, получив предпреждение от акустической разведки о приближающемся шуме авиадвигателей. Ночных истребителей у итальянцев не было...

В 23:02 осветительные огни, сброшенные с Сордфишей, зажглись на высоте 1370 метров. Потом последовала вторая линия. Торпедоносцы разделились на две группы, одна из которых атаковала базу с северо-запада, другая – с юго-запада. Первой группе пришлось лететь между тросами аэростатов, и здесь небольшая скорость Сордфишей – всего 137 км/час оказалась как нельзя кстати. Находясь на минимальной высоте – ниже уровня труб линкоров – британцы вышли в торпедную атаку.

По воспоминаниям летчиков, плотность зенитного огня была высока, но итальянцы его вели вслепую из-за отсутствия прожекторной поддержки! Во время атаки был сбит только один Сордфиш, но попадание одной из торпед отправило на дно бухты линкор «Конте ди Кавур», (Попал Сордфиш из 815-й эскадрильи с бортовым номером L4A, лейтенант — коммандер Н.У. Уильямсон). Торпеда, выпущенная с дистанции 640 м, прошла с левого борта «Кавура» и взорвалась у него под днищем между второй башней главного калибра и боевой рубкой. В результате полученной пробоины размером 12x3.25 м затопило нефтяные цистерны № 1 и 2, а также соседние отсеки. Линкор в ночное время отбуксировали к берегу. Не сумев справиться с поступлением воды, экипаж в 05:45 12 ноября оставил корабль, который вскоре сел на дно гавани. К 8:00 почти вся верхняя палуба, включая кормовую башню, скрылась под водой. Погибло 17 человек.

Другая торпеда пробила левый борт нового линкора «Литторио» (В 23:15 почти одновременно в "Литторио" попало две торпеды: первая взорвалась по правому борту, кормовее первой 381-мм башни, в районе 163 шпангоута (пробоина размерами примерно 7,5x6 метров), причем фильтрационная переборка конструктивной подводной защиты дала течь, вторая попала в кормовую оконечность в районе 9 шпангоута, пробив сквозную брешь с левого борта на правый, частично разрушив перо основного руля и его рулевую машину). Сордфиши с бомбовой загрузкой в это же время устроили на базе гидропланов пожар, осветивший бухту для второй волны Сордфишей.

В атаке второй волны приняло участие пять самолетов. Вновь отлично сработали осветительные огни. Эти самолеты атаковали базу с севера, сбросив торпеды с высоты всего 6 метров. Они выходили в атаку, буквально уворачиваясь друг от друга, от корабельных надстроек и тросов аэростатов. Один Сордфиш упал в воду, еще один получил повреждения, но торпеды попали в линкор «Кайо Дуилио» (пробоина размером 11x7 м, корабль остался на плаву). и, снова, в «Литторио» (в 24:00 торпеда поразила корабль в правый борт в носовую оконечность, где отсутствовала конструктивная подводная защита). В пробоину 12x8 метров устремились большие массы забортной воды. Водонепроницаемые конструкции носовой оконечности, заклепочные соединения которых уже были ослаблены взрывом первой торпеды, дали обильные течи, сильно поврежденная двумя взрывами носовая оконечность села на грунт. Четвертая торпеда легла на дно бухты точно под днищем корабля но на ней не сработал магнитный взрыватель. У многих бомб не сработали взрыватели, в том числе у бомбы, попавшей в крейсер «Тренто» (судя по всему не сработали взрыватели всех авиабомб, попавших в корабли).

Успех был колоссальным. Потеряв только два самолета, британцы отправили на дно два итальянских линкора и повредили еще один (две выпущенные по четвертому кораблю – «Витторио Венето» - торпеды прошли мимо). В открытом море корабли несомненно были бы потеряны безвозвратно, но позднее итальянцы сумели поднять с мелководья и вернуть в строй два поврежденных линкора. Их моральный дух был сильно подорван, им пришлось перебазировать флот на север в более безопасные места. "

(с)Сордфиш" - самолет-легенда
Федор Лисицын, Владимир Крупник
Tags: война, самолетики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments