Кристофер Рид (kris_reid) wrote,
Кристофер Рид
kris_reid

Categories:
  • Music:

Почти дед-мазайное

Когда в воздухе начала XX века запахло «чем-то таким»(с)Гоблин, а конкретно порохом ПМВ, российский ведмед флот проснулся, протер глаза и с удивлением обнаружил, что из современных эсминцев у него имеется велимколепный, превосходный, но «адын, савсым адын» «Новик». Стиуация, мягко говоря, странная для страны, в военно-морской доктрине который значился упор на минную оборону и действия легких сил.
Положение надо было срочно исправлять, однако на пути исправления встал извечный третий, а на деле первый российский вопрос «где деньги, Зин»? Ведь за каждый эсминец отечественные заводы просили до двух с половиной миллионов полновесных золотых рубликов.
И тут, как нельзя кстати для опечаленных адмиралов, на горизонте нарисовалась германская судостроительная фирма «Шихау», которая начала сулить ну просто золотые горы, а именно:
1)Постройку девяти эсминцев по цене всего 1 млн. 935 тыс. рублей за корабль, что автоматически вынуждало и русских заводчиков снизить первоначально заявленные цены миллионов хотя бы до двух. При этом немцы еще посулили, что их «новики» будут гарантировано иметь на 1 уз большую скорость.
2)Для выполнения этого контрака немцы собирались за свой счет построить в Риге новую, савсэм новую вервь. И даже согласились с требованием, что в состав правления верфи, администрации и рабочих иностранные подданые допущены не будут – русским «владельцем» верфи стал контр-адмирал Карл Петрович Иессен (Бывший командир Владивостокского отряда крейсеров, если кто не знает).
3)»В комплекте» немцы попросили отдать им заказ на строительство двух крейсеров т.н. малого типа – опять-таки пообещав посторить их за сущие гроши - 3,5 млн за штук, что позволяло морякам на «сэкономленные» от думского кредита остатки покрыть перерасход средствОВ при строителстве броненосных крейсеров.
В общем, не предложение, а сущая благодать, которую не смогла испорить даже мысль о том, что в преддверии войны размещать крупный заказ у наиболее вероятного противника как бы не совсем того, мудро. Контракты были подписаны и работа закипела.
Кипела она так до самого начала ПМВ, после которого «вдруг» оказалось:
1)На стапелях Мюльграбенской верфи находятся в достройке четыре эсминца - "Гренгамн", "Гогланд", "Кульм" и "Патрас" - в не самой высокой степени готовности. Причем и эсминцы-то эти малость не того - конструкторскую документацию для строительства эсминцев фирма "Шихау" разрабатывала небрежно, не выполняя требований технических условий на проектирование. Главным недостатком проекта были низкая продольная прочность корпуса, отсутствие второго дна в носовом котельном и турбинных отделениях, малый район плавания по сравнению с эсминцами других заводов. Кроме того, малейшее повреждение корпуса в районе расположения турбин приводило к затоплению машинных отделений, наиболее значительных по объему. Отсутствие второго дна ограничивало также запасы топлива, хранимого в междудонном пространстве, и сокращало дальность плавания.
Вдобавок, главные механизмы для первых 3-ех эсминцев, с разрешения МГШ, должны были быть поставлены из Германии... должны были... были должны...
В итоге эти четыре корабля были переданы на достройку Металлическому заводу в Питере. Их следовало перевооружить под быстроходные тральщики. Окончание постройки эсминцев-тральщиков планировалось на 1918 г. К 1 февраля 1917 г. готовность этих кораблей не превышала 18%, поэтому решением уже Временного правительства от 14 октября 1917 г. их постройка была приостановлена... до лучших времен.
2) Фирма "Шихау" с самого начала не собиралась строить на территории России самостоятельное предприятие. Новой верфи отводилась роль сборочной площадки эсминцев, оборудование для которых вплоть до последнего винта должно было производиться на заводах в Германии (ЦГА ВМФ, ф.401, оп.1, д.320, л.72-75).
3)Два достраивающихся в Германии крейсера были включены в состав кайзеровского флота. Переименовав "Муравьев-Амурский" в "Пиллау", а "Адмирал Невельской" в "Эльбинг", немцы вооружили каждый из них восемью 150-мм орудиями; первый вошел в строй в декабре 1914 г., второй - в сентябре следующего. В ходе Ютландского сражения 19 мая 1916 г. "Эльбинг" столкнулся с линейным кораблем "Позен" и погиб, "Пиллау" в июле 1920 г. передали Италии, где его переименовали в "Бари". В сентябре 1943 г. его потопила в Ливорно американская авиация.
(с) .Г. Степанов, И.Ф. Цветков. «Эскадренный миноносец "Новик"» и Н. Н. Афонин «"Муравьев-Амурский" и "Адмирал Невельской"»
В общем «и зайцев не накормил, да и с партизанами как-то нехорошо получилось».(с)анекдот про деда Мазая.


Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments