Вечером 28 июля 1944 года части 9-й гв. механизированной бригады вышли к городу Елагава. Кое-что об этом рейде я уже кидал, так что просто замечу, что в момент подхода передовых частей Елгаву можно было брать «голыми руками» -- после ухода боевой группы фон Бредова боеспособных частей там практически не осталось. Но атаковать ночью достаточно крупный город танкисты не рискнули, а к утру подошли немецкие подкрепления. В результате бои за город растянулись на несколько дней и участвовали в них не только основные силы 3-его гвардейского мехкорпус, но и стрелковые дивизии подошедшей 51-й армии.
В итоге город удалось взять, однако в начале августа немцы внизапна! снова отбили его.
Расследование этого «внизапна!» вызвало эффект легкого охренения даже на уровне штаба 1-го прибалтийского фронта.


В Елгаве гарнизона практически не было, потому что фронт в севере от города стабильный, а с юго-востока болота. Но лето было жаркое, болота стали проходимы даже для тяжелой техники (чего никто не ожидал). Русские появились так внезапно, что никто ничего и не понял. Но Елгава и весьма крупный железнодорожный узел – там бравые танкисты захватили несколько составов с продовольствием, но самый интересный показался состав с цистернами, на которых было написано C2H5OH... Дальше наступление развивать не стали…
Под утро с северного берега на лодках переехало пара рот легионеров, которые в тылу отдыхали после боев. Елгаву отвоевали быстро и без потери - русские были ооочень уставшими, - но со страшной стрельбой у станции. Загорелись и цистерны, огонь переметнулся на окружающие здания и город сгорел.
Байка, за правдивость не отвечаю.
Самым поразительным было то, что, хотя все находились в состоянии полной боевой готовности и не смыкали глаз всю ночь, наутро можно было обнаружить прочно окопавшиеся глубоко в нашем тылу целые подразделения русских со всем вооружением и боеприпасами. Такое просачивание обычно проводилось с величайшим искусством, почти бесшумно и без единого выстрела. Такой тактический прием применялся русскими сотни раз и обеспечивал им значительный успех. Против подобных действий существует одно средство: создать глубокоэшелонированную оборону, занять ее многочисленными войсками, организовать круглосуточное патрулирование и, что самое главное, создать достаточные местные резервы, готовые в любой момент вступить в бой и заставить противника отступить.
По существу, каждому наступлению русских предшествовало широко применяемое просачивание через линию фронта небольших подразделений и отдельных групп. В такого рода боевых действиях никто еще не превзошел русских. Как бы тщательно ни было организовано наблюдение на переднем крае, русские совершенно неожиданно оказывались в самом центре нашего расположения, причем никто никогда не знал, как им удалось туда проникнуть.
(Меллентин. "Танковые сражения")
Русские начинали наступление в лесу после тщательной подготовки и наносили удар, как правило, по стыкам частей и подразделений на участке, который обороняющиеся считали недоступным, или по слабым местам обороны. Для ведения разведки русские высылали подразделения пехоты силой до роты, которые, ведя бой, нащупывали слабые места в немецкой обороне. Исходное положение для наступления занималось в непосредственной близости от переднего края обороняющегося с таким расчетом, чтобы избежать поражения от огня артиллерии. Русские часто использовали способ «просачивания», который был особенно неприятным для обороняющегося.
(Миддельдорф "Тактика в Русской компании")
Штаб верховного главнокомандующего союзными экспедиционными силами, оценивая поле сражения в Нормандии, справедливо отмечал, что при наличии густой сети живых изгородей «наиболее трудной задачей на этой местности становится предотвращение медленного, но непрерывного продвижения противника путем просачивания». Немцы мастерски владели этой тактикой. Действуя небольшими группами в тылу, за передним краем союзников, они вынуждали их часть своих сил на флангах направлять в обратную сторону. Пехота союзников редко прибегала к этому приему и тем самым лишала себя важного способа продвижения вперед в условиях закрытой местности. Командиры союзных пехотных частей почти всегда полагались на наступление в составе батальона с двумя ротами впереди.
(Хастингс "Операция Оверлорд")
Однако в данном случае немцы подловили наших